Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Положение об экспертах Общественной палаты Самарской области и о порядке проведения общественной экспертизы
ПОЛОЖЕНИЕ
об экспертах Общественной палаты Самарской области
и о порядке проведения общественной экспертизы
1. Общие положения
1.1 Настоящее Положение определяет порядок наделения статусом эксперта (консультанта – эксперта) (далее – эксперт) Общественной палаты Самарской области (далее - Общественная палата), права и обязанности эксперта, регулирует вопросы организации их деятельности, а также устанавливает порядок проведения общественной экспертизы.
1.2 Проведение общественной экспертизы основано на принципах публичности и открытости; качества и ответственности; социальной значимости; репрезентативности.
1.3 Целью общественной экспертизы является согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Общественная палата проводит общественную экспертизу актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
Акт оценивается с точки зрения его экономической, социальной, политической целесообразности, соответствия по содержанию и форме требованиям законодательства, норм морали.
2. Порядок наделения статусом эксперта Общественной палаты Самарской области
2.1 Эксперт Общественной палаты Самарской области (далее - эксперт) - лицо, обладающее профессиональными знаниями, опытом и навыками работы, привлекаемое к работе Общественной палатой Самарской области, комиссий Общественной палаты Самарской области для осуществления экспертных исследований, оценок, выработки экспертных и консультативных заключений, рекомендаций, участия в разработке проектов нормативных, методических и других документов по профилю деятельности комиссии (комиссий) Общественной палаты Самарской области или Общественной палаты в целом.
2.2 Экспертами Общественной палаты Самарской области могут быть представители общественных организаций, активно участвующие в развитии гражданского общества; граждане, ранее осуществлявшие полномочия члена Общественной палаты; представители общественных объединений, допущенные к выборам в Общественную палату, но не избранные в её состав; профессиональные специалисты в соответствующей области знаний.
2.3 Решение о наделении статусом эксперта принимается советом Общественной палаты по представлению комиссий Общественной палаты (далее – комиссия).
2.4 Эксперт осуществляет свою деятельность в период полномочий действующего состава Общественной палаты.
2.5 Эксперт может досрочно прекратить свою деятельность по личному заявлению, а также по инициативе совета Общественной палаты.
2.6 Численный состав экспертов определяется решением совета Общественной палаты.
3. Права и обязанности эксперта
3.1 Эксперт вправе:
- запрашивать в комиссиях и рабочих группах материалы, необходимые для работы;
- вносить предложения по вопросам организации работы комиссий, рабочих групп, в том числе по проведению общественной экспертизы проектов актов в межкомиссионную рабочую группу по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Самарской области по проектам нормативных правовых актов (далее - межкомиссионная рабочая группа);
- принимать участие в работе комиссий и рабочих групп по приглашению их руководителей;
- принимать участие в мероприятиях Общественной палаты по приглашению их организаторов.
3.2. Эксперт обязан:
- в процессе экспертизы проводить полное и всестороннее исследование в целях подготовки обоснованного и объективного заключения по поставленным перед ним вопросам;
- использовать свои знания, умения, навыки, опыт и возможности для повышения эффективности деятельности Общественной палаты;
- соблюдать действующие нормы и правила при работе с информацией и документами;
- не допускать высказываний, заявлений, обращений от имени Общественной палаты, ее органов, не будучи на то уполномоченным.
3.3. Эксперт имеет иные права и обязанности, предусмотренные законами Российской Федерации, Самарской области, муниципальными нормативными правовыми актами.
4. Организация деятельности экспертов
4.1 Эксперты осуществляют свою деятельность на общественных началах.
4.2 Эксперты осуществляют свою деятельность во взаимодействии с советом Общественной палаты, комиссиями и рабочими группами, а также заинтересованными общественными объединениями.
4.3. Эксперты в своей работе руководствуются нормами международного права и законодательством Российской Федерации в области соответствующей экспертной деятельности, законом Самарской области «Об общественной палате Самарской области», Регламентом Общественной палаты Самарской области, настоящим Положением.
4.4. Для участия в работе по направлениям деятельности Общественной палаты, а также в целях координации деятельности эксперты по решению совета Общественной палаты могут объединяться в экспертные (рабочие) группы (комитеты, советы) Общественной палаты. При этом совет Общественной палаты назначает руководителя соответствующего объединения экспертов из числа членов Общественной палаты.
4.5. Руководитель экспертной группы:
- вносит предложения о порядке работы рабочей группы;
- направляет членам рабочей группы документы и материалы, поступившие в комиссию и (или) межкомиссионную рабочую группу для рассмотрения и подготовки проекта заключения;
- созывает очередное заседание рабочей группы;
- составляет проект повестки дня заседания рабочей группы;
- проводит заседания рабочей группы;
- подписывает протоколы заседаний рабочей группы;
- координирует работу членов рабочей группы;
- решает иные вопросы деятельности рабочей группы в соответствии с Регламентом и настоящим Положением.
4.6. Предложения экспертов носят рекомендательный характер, на основе которых строится заключение Общественной палаты. Заключение направляется инициатору, а также заинтересованным органам государственной власти и органам местного самоуправления для рассмотрения.
4.7. Экспертам выдаются удостоверения установленного образца.
5. Организация деятельности рабочей группы
5.1. Первое заседание рабочей группы проводится не позднее 5 рабочих дней со дня поступления проекта в Общественную палату.
5.2. По поручению руководителя рабочей группы ответственный сотрудник за обеспечение деятельности комиссии или межкомиссионной рабочей группы Общественной палаты уведомляет членов рабочей группы, иных участников заседания о месте и времени заседания рабочей группы, повестке дня, а также готовит необходимые материалы к заседанию.
5.3. Заседание рабочей группы правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа ее членов.
5.4. Повестка дня заседания рабочей группы утверждается членами рабочей группы.
5.5. В случае отсутствия руководителя рабочей группы заседание проводит член рабочей группы, уполномоченный руководителем.
5.6. Решение рабочей группы принимается большинством голосов от общего числа ее членов, присутствующих на заседании.
5.7. В заседаниях рабочей группы вправе принимать участие члены Общественной палаты с правом совещательного голоса.
По приглашению руководителя на заседании рабочей группы вправе присутствовать представители федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представители некоммерческих организаций и иные лица.
5.8. В заседаниях рабочей группы принимают участие специалисты Аппарата Общественной палаты.
5.9. По итогам заседания рабочей группы составляется:
- протокол, который подписывает председательствующий (руководитель рабочей группы или уполномоченное им лицо);
- проект заключения по результатам общественной экспертизы проекта нормативного правового акта.
5.10. Проект заключения по результатам общественной экспертизы проекта нормативного правового акта рабочей группы подписывается руководителем и членами рабочей группы.
6. Формирование плана проведения общественной экспертизы
6.1 Проект плана проведения общественных экспертиз формируется межкомиссионной рабочей группой по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Самарской области по инициативе совета Общественной палаты, комиссий Общественной палаты, Губернатора Самарской области, Самарской Губернской Думы, руководителей иных органов государственной власти и органов местного самоуправления и представляется на утверждение в совет Общественной палаты.
6.2. Совет Общественной палаты принимает решение о проведении общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Самарской области и проектов муниципальных правовых актов и назначает соответствующую комиссию и (или) межкомиссионную рабочую группу Общественной палаты ответственной за её проведение.
В соответствии с утвержденным планом проведения общественной экспертизы председатель Общественной палаты направляет Губернатору Самарской области, Председателю Самарской Губернской Думы, руководителям федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления уведомление, содержащее перечень законопроектов, проектов нормативных правовых актов, подлежащих экспертизе, с просьбой представить необходимые документы и материалы для проведения общественной экспертизы.
6.3. Совет Общественной палаты вправе по предложению межкомиссионной рабочей группы по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Самарской области внести изменения в план проведения общественной экспертизы.
Предложения о включении (исключении) в проект плана проведения общественной экспертизы законопроектов, проектов иных нормативных правовых актов вносятся комиссией и (или) членами межкомиссионной рабочей группы в межкомиссионную рабочую группу по подготовке экспертных заключений Общественной палаты, решение которой оформляется протоколом с указанием основания для принятия соответствующего решения.
7. Порядок проведения общественной экспертизы
7.1 Для проведения общественной экспертизы в соответствии с решением совета Общественной палаты о включении в план проведения общественной экспертизы законопроекта или иного проекта нормативного правового акта комиссия и (или) межкомиссионная рабочая группа Общественной палаты, ответственная за подготовку проекта заключения, обеспечивает создание рабочей группы, состав которой формируется из числа членов Общественной палаты, представителей общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации и экспертов, предлагаемых членами рабочей группы, членами комиссии, а также Аппаратом Общественной палаты.
Комиссия и (или) межкомиссионная рабочая группа сообщает членам Общественной палаты о формировании рабочей группы по проведению общественной экспертизы соответствующего проекта нормативного правового акта, а также фамилию, имя, отчество члена Общественной палаты, направляемого в качестве представителя от Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Самарской Губернской Думы, других органов государственной власти и местного самоуправления при рассмотрении проектов, являющихся объектом экспертизы.
Состав рабочей группы и кандидатура представителя Общественной палаты утверждаются решением совета Общественной палаты.
Председатель комиссии и (или) руководитель межкомиссионной рабочей группы либо по его поручению член комиссии возглавляет рабочую группу и руководит ее работой.
7.2. Рабочие группы создаются на период проведения общественной экспертизы соответствующих законопроектов.
7.3. Рабочая группа вправе привлекать в качестве экспертов научных работников, специалистов-практиков (специалистов в разных областях знаний).
В качестве экспертов привлекаются физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям:
- высшее и (или) послевузовское профессиональное образование, ученая степень по направлению, соответствующему профилю экспертной деятельности;
- предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 5 лет;
- знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области соответствующей экспертной деятельности;
- умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы.
Физическое лицо представляет в рабочую группу по проведению общественной экспертизы проектов законов, проектов иных нормативных правовых актов:
1) копию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании;
2) копию трудовой книжки;
3) копию документов об ученых степенях и ученых званиях (если имеются);
4) информацию о наличии научных трудов в соответствующей сфере регулирования исследуемого проекта нормативного правового акта.
Решение о привлечении физического лица в качестве эксперта принимается руководителем межкомиссионной рабочей группы по подготовке проектов заключений (советом Общественной палаты) по представлению рабочей группы.
8. Сроки проведения общественной экспертизы
8.1 Работа по проведению общественной экспертизы проектов правовых актов организуется таким образом, чтобы заключение Общественной палаты поступило в Самарскую Губернскую Думу (другой орган власти) до первого чтения законопроекта.
8.2. Заключение по результатам общественной экспертизы проекта правового акта при его подготовке ко второму чтению направляется в Самарскую Губернскую Думу (другой орган власти) в период между рассмотрением проекта в первом и втором чтениях.
Аппарат Общественной палаты осуществляет окончательную проработку проекта заключения не более 3 рабочих дней
Общий срок подготовки заключения не может превышать 25 календарных дней со дня поступления проекта в Общественную палату.
Руководитель межкомиссионной рабочей группы по подготовке экспертных заключений Общественной палаты по проектам нормативных правовых актов обеспечивает рассмотрение подготовленного рабочей группой (комиссией) проект заключения в разумный срок, который не может превышать 3 календарных дней.
Если Самарской Губернской Думой (другим органом власти) установлены более сжатые сроки, комиссия, ответственная за проведение экспертизы, организует оперативную подготовку проекта заключения.
9.Заключение экспертизы
9.1 По результатам проведения общественной экспертизы соответствующего законопроекта или иного нормативного правового акта готовится заключение.
9.2 Подготовка проекта заключения по результатам общественной экспертизы включает в себя следующие цели и задачи:
-выявление процессов общероссийского, межрегионального, а также международного характера, связанных с взаимодействием граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и международными организациями;
-выявление проблем, способных нанести существенный вред правам и свободам граждан Российской Федерации и правам общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в сфере осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
-обоснование необходимости принятия мер нормотворческого, управленческого и иного характера в рассматриваемой сфере.
9.3 При подготовке проекта заключения рабочей группой учитываются предложения и выводы, содержащиеся в справках (опросных листах), материалах и документах, поступивших из НКО и общественных палат, созданных в субъектах Российской Федерации.
9.4 Проект заключения подписывается экспертом (если подготовка заключения поручалась организации - руководителем организации). Проект заключения рассматривается на заседании рабочей группы, который может быть доработан с учетом замечаний и предложений других членов рабочей группы.
Подготовленный проект заключения передается рабочей группой в Аппарат Общественной палаты для проведения оформительской проработки проекта заключения.
Аппарат Общественной палаты по результатам проведенной проработки проекта заключения, направляет руководителю рабочей группы проработанный проект заключения либо предложения по его доработке, которая, рассматривает указанный проект заключения. По результатам рассмотрения комиссия вправе поручить рабочей группе доработать проект заключения в установленные комиссией сроки.
9.5 Разногласия по проекту заключения рассматриваются на заседании комиссии, ответственной за проведение экспертизы с участием членов рабочей группы, имеющих разногласия.
В случае, если после рассмотрения разногласий на заседании комиссии они остались неурегулированными, решение принимается межкомиссионной рабочей группой по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Российской Федерации по проектам нормативных правовых актов.
9.6 При отсутствии замечаний проект заключения считается одобренным комиссией и (или) межкомиссионной рабочей группой Общественной палаты, если за него проголосовало более половины от общего числа членов комиссии и (или) межкомиссионной рабочей группы.
Одобренный проект заключения направляется в межкомиссионную рабочую группу по подготовке экспертных заключений Общественной палаты по проектам нормативных правовых актов для принятия решения об одобрении или отклонении подготовленного проекта заключения.
Одобренный проект заключения по решению руководителя межкомиссионной рабочей группы по подготовке экспертных заключений Общественной палаты по проектам нормативных правовых актов направляется совету Общественной палаты для принятия соответствующего решения в порядке, установленном Регламентом.
9.7 В случае принятия межкомиссионной рабочей группой по подготовке экспертных заключений Общественной палаты по проектам нормативных правовых актов решения об отклонении подготовленного рабочей группой (комиссией) проекта заключения окончательное решение по проекту заключения принимается советом Общественной палаты.
9.8 В случае отклонения Общественной палатой проекта заключения, совет Общественной палаты либо принимает решение о прекращении процедуры общественной экспертизы либо о повторном проведении общественной экспертизы.
В случае повторного отклонения проекта заключения общественной экспертизы, совет Общественной палаты принимает решение о прекращении процедуры общественной экспертизы.
10. Содержание заключения по результатам общественной экспертизы
10.1. Заключение по результатам общественной экспертизы проекта нормативного правового акта, подлежащего рассмотрению Самарской Губернской Думой (другим органом власти) в первом чтении, должно содержать:
- оценку концепции законопроекта и соответствие законопроекта Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам;
- практическую значимость законопроекта с точки зрения защиты конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечения общественной безопасности и правопорядка;
- сведения о правомерности и необходимости закрепления в законопроекте соответствующих положений и их объективную аргументированную оценку;
- сведения о состоянии сферы отношений, регулируемых рассматриваемым законопроектом, иным нормативным правовым актом – проблемы, эффективность;
- сведения о субъектах гражданского общества, чьи права будут затронуты в результате принятия законопроекта, иного нормативного правового акта;
- основные тенденции развития исследуемых процессов;
- прогнозы развития институтов гражданского общества с учетом принятия рассматриваемого законопроекта, иного нормативного правового акта;
- предложения по изменению сложившейся ситуации в рассматриваемой сфере общественных отношений с учетом положений рассматриваемого законопроекта, иного нормативного правового акта;
- предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, Самарской области, направленные на снижение социальных конфликтов в рассматриваемой сфере общественных отношений и совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы;
- предложения о приоритетных направлениях организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе судебных органов, правоохранительных органов, профессиональных союзов и т.п.;
- предложения по совершенствованию деятельности законодательных органов, а также органов, обладающих правотворческой инициативой, определению основных приоритетов в планировании и организации их деятельности на следующий период, устранению имеющихся проблем и недостатков в работе.
- предложения об изменениях местного законодательства, влияющего на социальные процессы.
10.2. Заключение по результатам общественной экспертизы законопроекта, подлежащего рассмотрению Самарской Губернской Думой (другим органом власти) во втором чтении, должно состоять из общих положений, мотивировочной части (обоснование и прогнозы социально-экономических и иных последствий принятия нормативного акта) и итоговой части (выводы и предложения), и должно содержать:
- оценку соответствия проекта нормативного правового акта нормативным правовым актам более высокой юридической силы;
- обоснованные рекомендации по доработке отдельных положений законопроекта, а также поправки к законопроекту, принятому или одобренному в первом чтении, в виде изменения редакции статей либо в виде дополнения законопроекта конкретными статьями, либо в виде предложений об исключении конкретных слов, пунктов, частей или статей законопроекта;
- краткую мотивировку предлагаемых поправок.
10.3 В тексте заключения не рекомендуется использовать узкоспециальные термины (за исключением юридических), эмоционально окрашенную (экспрессивную) лексику, жаргонизмы (в том числе и профессиональные). Заключение должно соответствовать официальному деловому стилю, быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, понятным для восприятия.