Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru



Безопасность ГЭС: усилия должны быть общими
11 февраля 2010 г. состоялось выездное заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности: члены комиссии посетили Жигулевскую ГЭС.
Проблемы безопасности гидротехнических сооружений попали в поле пристального внимания общественности после произошедшей в августе 2009 года трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС, унесшей десятки жизней. Специалисты уверяют, что подобная авария на Жигулевской ГЭС исключена из-за конструктивных особенностей станции. Тем не менее, у представителей власти и общественности появился дополнительный повод более внимательно отнестись к вопросам безопасности ГЭС и тому влиянию, которое она оказывает на близлежащие населенные пункты.
В ноябре 2009 г. в ходе заседания профильной комиссии Общественной палаты Самарской области, в котором приняли участие представители экологических общественных организаций, представители дачных кооперативов полуострова Копылова и ученые, в том числе сотрудники Института экологии Волжского бассейна РАН, был поднят круг проблем, связанных со строительством и эксплуатацией больших плотин, их влиянием на экосистемы. По мнению председателя комиссии Сергея Симака, результаты этого заседания выявили настоятельную необходимость собрать за круглым столом все заинтересованные стороны – общественность, руководство ГЭС и представителей органов областной и муниципальной власти – для совместного поиска путей решения прозвучавших проблем.
Руководство Жигулевской ГЭС, по словам директора Филиала ОАО «РусГидро» – «Жигулевская ГЭС» Веры Долгих, со своей стороны понимает проблему и прилагает немалые усилия для ее решения. По инициативе ГЭС в 2007 и 2009 гг. проводились круглые столы с участием представителей органов муниципальной власти. Теперь впервые круглый стол прошел в расширенном формате: участие в заседании приняли члены Общественной палаты Самарской области, руководители и сотрудники Жигулевской ГЭС, представители трех областных профильных министерств, мэрии г.о. Тольятти и администрации г.о. Жигулевск, депутаты Думы г.о. Тольятти, представители надзорных органов.
«Общественная палата Самарской области традиционно выступает в качестве дискуссионной площадки, модерирует переговоры между заинтересованными сторонами, целью которых является поиск путей решения назревших проблем, удовлетворяющих все стороны и направленных на защиту интересов жителей области», – подчеркнул Сергей Симак.
Участники заседания обратили внимание на то, что в зоне максимального возможного затопления при паводке в городах Тольятти, Самара, Жигулевск и ряде сельских районов области размещено немало жилых домов и других объектов. И большинство из них построено уже после того, как была сооружена Жигулевская ГЭС и создано водохранилище.
Еще одна серьезная проблема – вибрационное воздействие сооружений ГЭС на прилегающие районы Тольятти и Жигулевска. Руководство ГЭС признает: уровень вибрации в паводок, действительно, превосходит действующие санитарные нормы.
Для того чтобы решать эти проблемы, необходимы специальные исследования. Подобные исследования уже проводятся по заказу Жигулевской ГЭС, планируется их расширение. Их результаты используются для решения возникающих вопросов, повышения безопасности станции.
В конце 2009 г. модернизирована и введена в эксплуатацию локальная система оповещения (с радиусом оповещения 6 км). Проведена большая работа по определению границ зон возможного затопления при различных внештатных ситуациях: специально разработанная компьютерная программа позволяет в режиме он-лайн просчитывать уровень и районы затопления вплоть до конкретных улиц и домов населенного пункта.
Однако результаты проведенных исследований недостаточно используются властями муниципалитетов. «Все стороны владеют определенной очень важной информацией. Но каждая сторона владеет и распоряжается информацией сама по себе, – подчеркнул Сергей Симак. – За последние три десятилетия в разы выросло количество зданий, расположенных в зоне возможного затопления. И речь идет не только о самовольных постройках, но и о многоэтажных домах, на строительство которых выдается разрешение. Необходимо рекомендовать органам местного самоуправления ввести запрет на выдачу разрешений на строительство капитальных зданий и сооружений на территориях, подверженных затоплению».
Члены профильной комиссии Общественной палаты намерены рекомендовать администрациям Тольятти, Жигулевска, Самары внести в генпланы ограничения по застройке территорий, подверженных вибрационному воздействию и находящихся под риском затопления, а также изыскать возможность организации и поддержки специальных исследований по изучению и мониторингу вибрационных воздействий от ГЭС на здания и сооружения Тольятти и его жителей. Кроме того, считают члены комиссии, руководству города стоит обратиться в областное министерство строительства и ЖКХ по вопросу включения зданий, подверженных негативному воздействию вибраций, в программу отселения граждан из ветхого и аварийного жилья (при условии, что в результате исследований будут выявлены такие жилые здания).
Руководству Жигулевской ГЭС рекомендовано провести в ближайшее время исследовательские работы по теме «Мониторинг вибрационных воздействий водосброса плотины Жигулевской ГЭС на сооружения гидроузла и здания территории г. Тольятти».
Участники заседания поддержали также инициативу выйти с обращением к Правительству Самарской области: предложить включить представителя от Самарской области в Межведомственную оперативную группу по регулированию режимов работы хранилищ Волжско-Камского каскада при Федеральном Агентстве Водных Ресурсов РФ. Дело в том, что режимы работы ГЭС сегодня диктуются «сверху», федеральными структурами, и интересы Самарской области зачастую не учитываются.