Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Новости
Новости Общественной палаты
Диалог продолжается
Диалог продолжается

15 февраля 2010 г. состоялся организованный комиссией Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ круглый стол на тему «Деятельность управляющих организаций: проблемы, пути их решения». Мероприятие прошло в рамках работы по обращению Общественной палаты Самарской области к жителям г.о. Самара «Какая Самара нам нужна?».
По состоянию на 31.12.2009 г. в г.о. Самара управление 75% многоквартирных домов (7567 домов) осуществляют управляющие организации (25 организаций), выбор способа управления которых осуществлен по результатам: открытого конкурса – 3 организации (985 домов), открытого конкурса и общих собраний – 4 организации (5594 домов), общих собраний – 18 организаций (988 домов).
В июле 2009 г. в ходе заседания профильной комиссии Общественной палаты были подведены итоги работы управляющих организаций г.о. Самара за первое полугодие и озвучены проблемы, с которыми представителям УК приходится сталкиваться в своей работе. Участники круглого стола 15 февраля 2010 г. собрались, чтобы подвести итоги работы управляющих компаний г.о. Самара за 2009 г., выяснить, что изменилось за полгода, прошедшие с момента предыдущего обсуждения данный проблемы. Председатель комиссии Виктор Часовских подчеркнул, что Общественная палата традиционно выступает переговорной площадкой для заинтересованных сторон, и заметил: нельзя полностью перекладывать вину за состояние дел в сфере ЖКХ на управляющие организации, для начала необходимо создать им соответствующие условия работы.
Сегодня очевидны проблемы в работе УК как с органами власти, так и с населением и поставщиками услуг.
Так, ресурсоснабжающие организации, являясь монополистами в предоставлении коммунальных услуг, часто вынуждают управляющие организации заключать договоры на предоставление коммунальных услуг на заведомо невыгодных условиях: в ряде случаев ресурсоснабжающими организациями предъявляется управляющим организациям к оплате сверхнормативное количество коммунальных ресурсов, которое не обеспечивается не только сбором денежных средств с населения, но даже и начислением.
Если разногласия между УК и поставщиками услуг возникают по причине противоречий, заложенных в федеральном законодательстве, то проблемы взаимоотношений управляющих организаций с муниципальной властью вполне решаемы на местном уровне.
Так, одна из проблем, с которой столкнулись УК г.о. Самара – резкое и весьма значительное (в разы) повышение арендной платы за занимаемые ими хозяйственные и технические помещения со стороны муниципалитета. В результате, управляющие организации вынуждены переезжать из помещений, в которых многие годы располагались коммунальные службы, что создает неудобства, прежде всего, для собственников жилья: по оплате услуг, предоставлению данных показателей приборов учета, получению различных справок от УК.
Проблемой для УК становится и проведение собраний жителей, в ходе которых компании должны отчитаться о проделанной работе и наметить перечень работ по текущему ремонту на следующий период: такие массовые собрания негде проводить. Эта проблема уже была озвучена в ходе заседания профильной комиссии Общественной палаты в июле 2009 г., но предложение комиссии рассмотреть возможность предоставления для этих целей помещения актовых залов муниципальных школ и других учреждений на безвозмездной основе осталось без ответа со стороны администрации г.о. Самара.
Вызывает вопросы со стороны представителей управляющих организаций и механизм распределения средств муниципальных бюджетов, выделяемых на текущий и капитальный ремонт многоквартирных домов: по мнению участников заседания, эта процедура должна происходить с учетом мнения УК.
Одним из путей активизации работы УК и снижения затрат собственников, могло бы стать снижение ставок местных налогов. И здесь необходима воля и желание администрации г.о. Самара.
Основной проблемой в работе управляющих организаций с населением остается проблема неплатежей. Процент собираемости платежей населения за жилищно-коммунальные услуги за 2009 год составил – 96,2%.
Между тем, если население оплачивает коммунальные услуги по факту, то управляющие организации обязаны вносить поставщикам услуг предоплату. В результате УК вынуждены расплачиваться финансовыми средствами, которые должны были пойти на текущий ремонт домов, либо привлекать кредитные средства.
Значительное количество времени и сил УК сегодня тратят на работу с неплательщиками (в том числе судебные разбирательства), отвлекаясь от выполнения своих основных обязанностей. Помощи со стороны МП ЕРКЦ в решении данного вопроса УК практически не получают, несмотря на то, что такой пункт значится в условиях договоров управляющих организаций с данной муниципальной структурой.
Со своей стороны собственники жилья нежелание оплачивать коммунальные услуги нередко объясняют неудовлетворительным качеством полученных услуг и выполненных работ. Еще одна проблема: управляющие организации всячески затягивают передачу технической документации на многоквартирные дома, собственники которых выбрали иной способ управления своим домом.
По мнению, озвученному на заседании представителями губернской и городской законодательной власти, главная проблема заключается в том, что многие УК пришли на рынок ЖКХ абсолютно не подготовленными, с желанием получить значительные прибыли. Именно поэтому ряд организаций, сроки договоров которых подходят к завершению, не стремятся к тому, чтобы остаться на рынке в дальнейшем.
По мнению члена Общественной палаты Надежды Кураповой, взаимопонимание управляющих организаций и жителей можно было бы найти, создав так называемые домовые комитеты. Эта особая форма территориального общественного самоуправления не предусмотрена Жилищным кодексом РФ, однако, в ряде регионов на уровне муниципалитетов принимаются положения, регламентирующие их создание и деятельность. Для того чтобы домовые комитеты получили реальные полномочия, необходимо предусмотреть особый пункт и в договорах управления многоквартирными домами. Участники заседания отметили также необходимость внесения еще одного дополнения в данные договоры: сделать обязательным приложение, которое подробно описывало бы все общедомовое имущество того или иного дома, что исключило бы целый ряд возникающих сегодня в работе УК вопросов и сложностей.
По итогам заседания круглого стола решено также обратиться к администрации г.о. Самара с предложением создать реестр УК и их коммунальные паспорта (по аналогии с коммунальными паспортами многоквартирных домов), активизировать работу по выработке критериев оценки работы управляющих организаций. «Безусловно, это задача муниципальной власти. Но если власть нам откажет, мы готовы создать свой, «общественный» реестр», – подчеркнул Виктор Часовских.







