Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Общественная палата изучит мнение жителей по вопросу внедрения единого платежного документа в сфере ЖКХ
18 июля 2019 г. участники заседания комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ обратились к вопросу возможности внедрения в регионе единого платежного документа по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Стоит отметить, что вопрос «возник не вчера». Попытки создать единый информационно-расчетный центр, который «покрывал» бы всю область, уже предпринимались. Неоднократно поднималась проблема и членами областной Общественной палаты. Переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, начало работы единого регионального оператора в данной сфере, и возникшая в первые месяцы текущего года настоящая неразбериха с квитанциями на оплату услуги вывоза ТКО вновь со всей очевидностью продемонстрировали необходимость создания «единой базы».
Проблемным вопросам внедрения единого платежного документа по оплате жилищно-коммунальных услуг была посвящена одна из четырех тематических площадок II Форума управляющих компаний Самарской области, состоявшегося по инициативе региональной Общественной палаты в июне этого года. «Дискуссия показала, что управляющие организации неоднозначно относятся к этому вопросу. По итогам работы Форума было принято решение рекомендовать Правительству Самарской области рассмотреть вопрос создания и функционирования на территории области «Единого информационно-расчетного регионального центра» с участием ресурсоснабжающих организаций на условиях государственно-частного партнерства. Нужно соблюсти определенный баланс интересов сторон, но нам, как институту гражданского общества, в первую очередь, необходимо отстоять интересы населения региона, интересы жителей многоквартирных домов», – подчеркнул председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Виктор Часовских.
Как рассказал главный инженер ГКУ СО «Региональный центр управления государственными и муниципальными информационными системами и ресурсами Самарской области» Сергей Котельников, еще в январе 2018 года по поручению Главы региона была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители органов власти, операторов, банков, и разработана концепция, «которая устраивала бы всех: собственников, органы власти». Пилотный проект уже реализуется с сентября 2018 года в г.о. Тольятти и городском поселении Нефтегорск, теперь к «пилоту» подключаются г.о. Октябрьск, г.о. Жигулевск, г.о. Похвистнево. «В сфере жилищно-коммунального хозяйства накопилось множество проблем, в том числе, организационного и технологического плана. На рынке ЖКХ все работают «кто во что горазд», а закон выполняется чаще формально. Сегодня есть возможность, есть предложение создать некий новый продукт, который позволит решить накопившиеся проблемы. В частности, оптимизировать процесс выставления квитанций, чтобы одинаковые операции – распечатка, распространение квитанций и пр. – не выполнялись многократно. Этот инструмент может позволить снижать расходную часть игроков рынка», – отметил Сергей Котельников. При этом главная преференция для жителей, по словам эксперта, заключается в том, что деньги собственников не будут проходить через управляющие компании, а будут поступать на никому не принадлежащий транзитный счет в банке, а затем тут же расщепляться по адресатам: ресурсоснабжающим организациям и пр. Конечным итогом должен стать рост собираемости платежей и в целом возросшая степень доверия жителей к участникам рынка и к органам власти.
«Сегодня ресурсоснабжающие организации получают платежи через УК. Предполагается, что с внедрением единого платежного документа ресурсники будут получать платежи сразу», – пояснила заместитель министра энергетики и ЖКХ Самарской области Ирина Булгакова. Таким образом, будет обеспечена прозрачность платежей населения, средства, начисленные за потребление коммунальных ресурсов, не будут оседать на счетах недобросовестных управляющих организаций, не будут расти долги перед ресурсоснабжающими организациями, а значит, у последних будет больше средств на инвестпрограммы, развитие сетей.
Кроме того, по словам Ирины Булгаковой, стоит задача создания «единого окна», единого личного кабинета пользователей (собственников помещений), куда, например, можно будет заносить показания счетчиков по всем коммунальным ресурсам, получать необходимую информацию.
«Идея создания единого «личного кабинета» очень хороша, но ее нужно «докрутить», – считает заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Игорь Косилов. – Например, нужно понять, как будут осуществляться для жителей перерасчеты по отдельным коммунальным услугам, и сделать этот механизм максимально простым. Сегодня на территории нашего региона нет единого информационного центра, куда человек может прийти, высказаться, получить качественную помощь по различным проблемным вопросам сферы ЖКХ. Это провоцирует рост социального напряжения. Другой важнейший вопрос: как обеспечить участие во всей этой работе управляющих организаций? У нас в области есть недобросовестные управляющие компании, занимающие очень большую долю рынка, и они однозначно не придут в расчетный центр, а будут продолжать работать по своей системе. Нужно продумать какие-то рычаги влияния на таких игроков».
«Как сделать так, чтобы УК было выгоднее отказаться от своей абонентской службы и прийти в ЕИРЦ? – это, действительно, серьезный вопрос», – согласился Виктор Часовских.
Впрочем, по мнению главного консультанта правового управления Государственной жилищной инспекции Самарской области Алексея Давиденко, рассматривать вопрос «с точки зрения управляющих организаций» вообще не стоит. «Выставление платежного документа для них не бизнес, а сопутствующая операция. Внедрение единого платежного документа не должно повлечь за собой дополнительные расходы УК, а ставить вопрос «выгодно» или «невыгодно» – некорректно, – пояснил свою мысль представитель ГЖИ. – Здравый смысл, логика, опыт показывают, что подобные единые подходы жителям выгодны и удобны. И в этом вопросе нужно быть жестче: если удобно населению и власти, значит, так должно быть».
В то же время, – обратил внимание Алексей Давиденко, – к вопросу создания и внедрения единого платежного документа нужно подходить комплексно. Так, сегодня актуальна проблема правильности самого расчета: порой формулы применятся неверно. Порядка 60% жалоб в жилищные надзорные органы в целом по России так или иначе связаны с расчетным документом. Кто будет выкладывать данные в новую систему? Если сами УК, без должного контроля, то «залить» можно любую информацию, и обозначенная проблема никуда не уйдет.
«Граждан очень беспокоит огромное количество нарушений в деятельности управляющих организаций в сфере ЖКХ. Люди ждут, когда будет создана система учета и контроля за деятельностью УК. Надо продумать такую систему, а не оставлять компаниям возможность «войти или не войти по желанию», – считает член комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Борис Ардалин.
Необходимость сохранить при разработке новой единой системы возможности оплаты отдельных коммунальных услуг – еще один проблемный момент, который обозначают эксперты. У собственников должна быть возможность не оплачивать конкретную строку единой квитанции, если именно она вызывает вопросы.
«Нужно исключить для населения необходимость хождения по различным инстанциям. А просветительская работа должна быть максимально широкой», – выразила уверенность консультант аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области Лариса Илясова.
«Видимо, действительно настало время разрабатывать поправки в законодательство, с тем, чтобы участие всех управляющих и ресурсоснабжающих организаций в работе единых информационно-расчетных центров было обязательным, – подвел итоги обсуждения Виктор Часовских. – Но на данный момент надо выяснить мнение населения региона по вопросу внедрения единого платежного документа. Со своей стороны, мы предложим общественным палатам (советам) муниципальных образований губернии обсудить этот вопрос на своих площадках, изучить мнение жителей на местах. После этого будет понятно, какие шаги стоит предпринимать».