Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru



Общественные наблюдательные комиссии: проблемы в работе, задачи формирования

23 сентября 2010 г. члены Общественной палаты Самарской области приняли участие в рабочей встрече члена Общественной палаты РФ Марии Каннабих с представителями правозащитной общественности Самарской области.
Общественной палатой Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом, устанавливающим правовые основы участия общественных объединений в общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, принятым в июне 2008 г., на территории РФ было сформировано 77 общественных наблюдательных комиссий (ОНК). Первоначально срок полномочий комиссий был определен в 2 года, и сегодня пришло время ротации 50 ОНК, включая ОНК Самарской области.
Мария Каннабих – председатель общественного совета Федеральной службы исполнения наказаний, президент Некоммерческой организации «Межрегиональный благотворительный фонд помощи заключенным» – в ходе рабочей встречи с представителями самарской общественности рассказала о проблемах в деятельности ОНК в регионах и о задачах формирования второго состава общественных наблюдательных комиссий за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания.
Основная проблема, с которой столкнулись члены ОП РФ при формировании комиссий первого состава – недостаточное количество кандидатур. В соответствии с законом, в ОНК должно войти от 7 до 20 человек (в зависимости от площади и особенностей региона); таким образом, в общественных наблюдательных комиссиях может работать до 1600 человек. Однако в действительность сегодня эту работу ведут лишь 522 человека – именно столько членов насчитывают все созданные ОНК. Основная причина – тяжесть подобной «общественной нагрузки». Так, материально-техническое и информационное обеспечение деятельности комиссии должно осуществляться теми общественными объединениями, которые выдвинули кандидатуры в ОНК (в случае одобрения данной кандидатуры и включения ее в состав комиссии). Данное положение закона «отпугивает» общественные объединения, многие из которых испытывают материальные трудности и при осуществлении своей основной деятельности. В то же время, общественники признают, что практика использования общественными наблюдательными комиссиями помещений и транспорта, предоставляемого администрациями регионов, МВД, ГУФСИН несколько сковывает деятельность комиссий, потенциально ограничивает их независимость.
Между тем, «Общественные наблюдательные комиссии – полностью независимые от органов власти и Общественной палаты РФ формирования, которые самостоятельно разрабатывают свои регламенты, планы работы», – подчеркивает Мария Каннабих, по мнению которой, все же можно констатировать, что институт общественного контроля в России создан: ОНК проделали за прошедшие два года огромную работу, совершили более 5 тысяч выездов в места принудительного содержания. Причем по данным ОП РФ, примерно 70% замечаний членов комиссий добровольно устраняется руководством учреждений; в остальных случаях проблема доводится до вышестоящего начальства или придается широкой огласке посредством СМИ.
Вместе с тем, Мария Каннабих отметила, что проблемой в работе ОНК (наряду с трудной ситуацией, связанной с материально-техническим обеспечением деятельности) является разобщенность в работе комиссий: наработанный положительный опыт практически не аккумулируется, не распространяется. Определенные шаги в этом направлении предпринимаются: так, чтобы финансово поддержать ОНК и наладить взаимодействие между ними, было принято решение о создании Совета председателей общественных наблюдательных комиссий.
Общественная наблюдательная комиссия по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Самарской области за два года работы побывала в 18 из 21 исправительных учреждений губернии. В то же время деятельностью комиссии практически не охвачены изоляторы временного содержания и совершенно не охвачены учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Дело в том, что в составе ОНК Самарской области всего три члена (при нормативе, установленном Общественной палатой РФ для региона – 15 человек). «Очень слабая информированность населения о работе общественной наблюдательной комиссии, отсутствие своего помещения и постоянно действующей «горячей линии» – причины малого количества поступающих в комиссию жалоб», – считает председатель общественной наблюдательной комиссии Самарской области Анна Дорофеева и подчеркивает, что при формировании ОНК нового состава необходимо не только увеличить количество членов комиссии, но и активнее привлекать к работе в ней представителей муниципальных районов области.
По мнению председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами Валерия Колупаева, проблемы, с которыми сталкиваются ОНК в процессе своей деятельности, заложены в самих федеральных и региональных нормативных актах, которые не закладывают механизм взаимодействия ОНК с региональными общественными палатами. По сути, даже рекомендации последних при рассмотрении кандидатур в члены ОНК не являются обязательными. «Если общественная палата области никак не участвует в формировании общественной наблюдательной комиссии, мы не можем адресовать ей и вопросы, связанные с проблемами в работе ОНК и материально-техническим обеспечением ее деятельности», – считает заместитель председателя комитета по законодательству, законности и правопорядку Самарской Губернской Думы Виталий Минчук. Кроме того, сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области подняли вопрос о том, что при формировании ОНК Самарской области первого состава ряд интересных кандидатур – людей умеющих и желающих работать – был отвергнут Общественной палатой РФ, по сути, по формальным основаниям. Мария Каннабих пообещала, что при формировании новых составов ОНК будут учтены все замечания и предложения.
По мнению представителей ГУ ФСИН РФ по Самарской области, можно говорить о том, что с действующим составом ОНК сложились отношения плодотворного сотрудничества; однако, для более эффективной работы комиссии нужно, чтобы в ее новый состав вошли специалисты в области юриспруденции и медицины. В свою очередь руководство ГУ ФСИН готово организовать курс тематических лекций для новых членов ОНК.
Подводя итоги встречи, Уполномоченный по правам человека в Самарской области Ирина Скупова подчеркнула необходимость создания института общественного расследования для повышения эффективности работы общественных наблюдательных комиссий, контроля соблюдения конституционных и личных прав граждан, находящихся в местах принудительного содержания; и пообещала, что, несмотря на ограниченные возможности аппарата УПЧ, помещение для ОНК Самарской области будет выделено на его базе.
14 апреля 2010 г. состоялась встреча Губернатора Самарской области Владимира Артякова с членами областной Общественной палаты.
Основная миссия Общественной палаты Самарской области, приступившей к работе в конце 2008 года – обеспечивать взаимодействие граждан и некоммерческих организаций с органами государственной власти и местного самоуправления. «Создание Общественной палаты стало знаковым событием в развитии институтов гражданского общества губернии. Сегодня значение Общественной палаты очень велико: за полтора года палата стала необходимым элементом региональной политической системы», – подчеркнул глава региона.
Об итогах работы Общественной палаты Самарской области рассказал Председатель палаты Виктор Сойфер. Его выступление дополнили председатели профильных комиссий палаты, акцентировавшие внимание на основных результатах и направлениях работы комиссий и рабочих групп.
Со времени начала работы палатой рассмотрен широкий круг значимых для населения области вопросов и проблем. В 2009 г. состоялось 4 пленарных заседания и 60 заседаний комиссий Общественной палаты, около 40 круглых столов, а также различные конференции, семинары и др. В прошлом году Общественной палатой было направлено более 500 писем и запросов в различные структуры; за первые три месяца 2010 г. направлено 120 писем. По мнению Виктора Сойфера, действующий состав Общественной палаты позволяет эффективно осуществлять функцию, возложенную на палату обществом.
«Общественная палата – своеобразный «усилитель» общественного мнения. Главное – она имеет возможность донести это мнение непосредственно до руководителей области, а также до Общественной палаты РФ. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что взаимодействие между властными структурами и Общественной палатой носит характер регулярного диалога, ведется эффективная и результативная работа. Социологические исследования показывают, что в Самарской области ситуация положительно отличается от других регионов: идет постепенное развитие гражданского общества, возрастает возможность населения влиять на принятие решений через институты гражданского общества и путем реализации гражданских инициатив», – подчеркнул Виктор Сойфер и поблагодарил главу региона за то, что для работы Общественной палаты Самарской области были созданы все необходимые условия.