Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Условия уникальны, но возложенные на общественных наблюдателей задачи должны быть выполнены
27 мая 2020 г. в режиме видеоконференции состоялся круглый стол Общественной палаты Самарской области с участием экспертов Ассоциации «Независимый общественный мониторинг». Участники мероприятия обсудили различные аспекты организации общественного наблюдения на общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.
«Мы не в первый раз формируем корпус общественных наблюдателей в Самарской области. Очень полезен опыт кампаний по выборам Президента Российской Федерации и Губернатора Самарской области, прошедших в 2018 году. В прошлом году наши наблюдатели работали на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в отдельных муниципальных образованиях. Можно сказать, что основной костяк наблюдателей у нас сформирован: это люди, которые уже имеют опыт соответствующей работы и необходимые знания. Полагаю, что в значительной части этот актив сохранится, что гарантирует нам высокий уровень осуществления процесса общественного наблюдения на общероссийском голосовании. В Самарской области 1772 избирательных участка. По состоянию на сегодняшний день заявки в качестве кандидатов в наблюдатели подали более 4,5 тыс. человек, и заявки продолжают поступать. Общественная палата заключила соглашения о совместной работе по формированию корпуса общественных наблюдателей с 13 некоммерческими организациями и 5 региональными отделениями политических партий. И мы открыты для всех, кто проявляет конструктивный интерес к теме голосования за изменения в Конституцию России», – отметил, открывая обсуждение, Председатель Общественной палаты Самарской области Виктор Сойфер.
Член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод напомнил, что Закон о поправке к Конституции РФ наделил Общественную палату России и общественные палаты субъектов Федерации правом назначения независимых наблюдателей; при этом предусмотрен предельно широкий круг организаций, включая политические партии, которые вправе внести предложения по кандидатурам наблюдателей.
По словам Александра Брода, Самарская область «обладает очень хорошей методической базой в плане организации общественного контроля на выборах». «Опыт у региона большой, и думаю, что в ходе общероссийского голосования он будет успешно применен», – заметил Александр Брод, обратив внимание коллег на портал Ассоциации «НОМ», на котором регулярно размещаются материалы, которые могут быть полезны в процессе организации общественного контроля на выборах, а также различные доклады по вопросам избирательного права, авторами которых выступают эксперты Ассоциации. Анонсировав работу в день общероссийского голосования ситуационных центров как на базе ОП РФ, так и на базе Ассоциации «НОМ», Александр Брод выразил надежду на плодотворную совместную работу с самарскими общественниками.
«Система общественного контроля в нашем регионе действительно уже имеет свою историю. К настоящему моменту у нас есть достаточно проверенный с точки зрения профессионализма, этического подхода контингент наших наблюдателей. В то же время цели, которые сейчас ставятся, отличаются от предыдущих наших практик, связанных с конкурентными выборами. Проект Закона о поправке к Конституции РФ претерпел изменения, которые стали отражением согласованной воли множества граждан. Осуществлять независимое наблюдение в процессе общероссийского голосования должны люди добросовестные, ответственные, исповедующие те принципы, которые заложены в Кодексе этики общественного наблюдателя, который разработан федеральной Общественной палатой. Уверен, что общими усилиями мы достигнем законности проведения всех процедур по голосованию, а также будем стремиться обеспечивать легитимность процесса, который будет предпосылкой для признания легитимности изменений, включенных в Закон о поправке к Конституции Российской Федерации», – подчеркнул сопредседатель рабочей группы Общественной палаты Самарской области по мониторингу реализации избирательных прав граждан, председатель Общественного комитета «За честные выборы» Виктор Полянский.
Член Общественного комитета «За честные выборы», доцент кафедры государственного и административного права юридического факультета Самарского университета Владислав Волков в рамках своего выступления рассказал о той большой работе, которую проводит кафедра по направлению подготовки общественных наблюдателей. Стоит отметить, что профильная кафедра во взаимодействии с Общественным комитетом, действующим в качестве рабочей группы областной Общественной палаты, имеет уже десятилетний опыт осуществления общественного контроля в ходе выборных кампаний. «В рамках общероссийского голосования с научной точки зрения нам предоставляется уникальная возможность. Это голосование происходит в совершенно новых условиях, связанных с пандемией и действующими ограничительными мерами. Для ученых это дает замечательную возможность проанализировать поведение участников голосования. Обычно на выборах осуществляют наблюдение наблюдатели от политических партий, которые заинтересованы в политическом результате. Наблюдатели, направляемые общественными палатами, не связаны политической позицией. Как ученые, мы ценим возможность объективного контроля», – отметил Владислав Волков, заверив, что преподаватели кафедры готовы осуществлять обучение кандидатов в общественные наблюдатели в соответствии с разработанными методиками. По мнению Виктора Сойфера, данные методические наработки могут быть востребованы и общественными палатами других субъектов Федерации, в частности общественными палатами Приволжского федерального округа.
Член Самарского регионального отделения политической партии ЛДПР Оксана Круглова, со своей стороны, заверила, что старейшая партия современной России готова принимать участие в обучении наблюдателей и делиться имеющимся богатым опытом в данной сфере.
По мнению председателя Самарского регионального отделения политической партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» Валерия Синцова, особое внимание при формировании корпуса общественных наблюдателей необходимо уделить молодежи: нужно донести до представителей молодого поколения мысль о том, как важно принимать участие в управлении государством.
«Политические партии, безусловно, должны принимать участие в осуществлении общественного контроля за процедурами общероссийского голосования. Но этот процесс является в меньшей степени политическим, чем выборные кампании, а в большей степени является неким драйвером развития правового государства, гражданского общества. Нужно говорить с людьми и о предмете голосования: но не в форме агитации, а в форме правового просвещения. Важно донести до людей: зачем нужно пойти и проголосовать, что это изменит», – считает исполняющий обязанности председателя регионального отделения в Самарской области Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» Павел Аксенов.
«Легитимность любой избирательной процедуры определяется как минимум двумя составляющими. Во-первых, соблюдением чистоты самой процедуры, – и собственно наблюдение обеспечивает эту составляющую. Вторая часть – активность участия граждан в голосовании», – обратил внимание советник Губернатора Самарской области Виктор Кузнецов. Именно вторая позиция вызывает определенные опасения у экспертов: в Самарской области, как и во многих других регионах страны, количество инфицированных новой коронавирусной инфекцией продолжает расти, темпы заражения пока не снижаются, и об отмене ограничительных мер говорить рано. Все это неизбежно скажется на активности избирателей, если ситуация существенно не изменится до дня голосования. Кроме того, в этих обстоятельствах может существенно вырасти процент голосования на дому: соответственно общественным наблюдателям придется гораздо больше, чем это было прежде, участвовать в данной процедуре. А значит, этот фактор должен быть особенно внимательно учтен в процессе обучения кандидатов в наблюдатели; причем не только с точки зрения юридической подготовки, но и с точки зрения обеспечения безопасности в условиях пандемии.
Участники заседания круглого стола также обсудили новеллы избирательного права, в том числе связанные с цифровизацией избирательного процесса. Как обеспечить общественный контроль за новыми формами голосования? – проблема, которая активно обсуждается сегодня в экспертном сообществе. «Эта тема вызывает множество вопросов. Но это тренд времени, и мы должны двигаться в эту сторону. Разумеется, с учетом обеспечения безопасности информации в полном объеме и при условии, что все граждане будут иметь возможность реализовать свои права», – выразил уверенность Виктор Сойфер.