Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
В Самарской области подвели итоги работы общественных наблюдателей в ходе общероссийского голосования
3 июля 2020 г. на площадке Общественной палаты Самарской области состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов общественного наблюдения в ходе общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ на территории региона.
«Внесение изменений в Конституцию России мы все воспринимаем как событие исключительной важности. Это подтверждает и то, что в общественные наблюдатели записались почти 11 тысяч жителей нашей области из всех, без исключения, муниципальных образований. Большинство граждан проявили такой интерес самостоятельно. Кроме того, наблюдателей выдвинули 83 общественные организации и 3 политические партии («Единая Россия», Либерально-демократическая партия России, партия «Гражданская платформа»)», – рассказал Председатель Общественной палаты Самарской области Виктор Сойфер. Стоит также отметить, что соглашения о сотрудничестве с областной Общественной палатой заключили региональные отделения и ряда других политических партий: ведь только Общественная палата России и общественные палаты субъектов Федерации были наделены правом направлять наблюдателей в участковые избирательные комиссии в ходе общероссийского голосования.
«Конечно, в условиях ограничительных мер в связи с объявленной Всемирной организацией здравоохранения пандемией новой коронавирусной инфекции было затруднительно провести полноценное обучение кандидатов в общественные наблюдатели. В основном использовался онлайн формат, но проходило и обучение небольшими группами, и даже индивидуальные инструктажи для тех, кто подал заявление в самые последние дни. Большую роль сыграл опыт, приобретенный общественными наблюдателями в период крупных избирательных кампаний 2018-2019 годов. Те, кто участвовал в общественном наблюдении уже не первый раз, очень помогли новичкам, – отметил Виктор Сойфер. – Особо хочу подчеркнуть: мы принимали заявления от желающих стать общественными наблюдателями вплоть до последнего дня перед основным днем голосования. Никому из тех, кто изъявил желание принять участие в общественном наблюдении, мы не отказали, несмотря на то, что люди порой являлись сторонниками самых разных политических взглядов. Мировоззренческие дискуссии не повлияли на ту атмосферу, которая в конечном итоге была на избирательных участках. Общественные наблюдатели понимали свои задачи и функции. Главное предназначение общественных наблюдателей – это не политическая деятельность, а контроль за соблюдением всех процедур, определяемых действующим законодательством».
«Непосредственно в заключительный день голосования – 1 июля – во всех муниципальных образованиях области на общественное наблюдение вышли 10451 человек, – сообщил Виктор Сойфер. – Это целая армия. Можно сказать, что у нас сложилось товарищество общественных наблюдателей – активных граждан, которые и обучают других, и поддерживают друг друга. Трудно выделить какие-либо муниципальные образования, отработавшие лучше или хуже. Но все-таки хочется отметить крупные районы – ведь там на координаторов была очень большая нагрузка по организации, обучению и методической помощи наблюдателям. Это – Промышленный и Кировский внутригородскиерайоны г.о. Самара, Автозаводский район в Тольятти».
В ходе общероссийского голосования большое внимание уделялось соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, безопасности всех участников процесса: голосующих, членов избирательных комиссий, общественных наблюдателей.
Все семь дней, пока длилось общероссийское голосование члены рабочей группы Общественной палаты Самарской области по мониторингу реализации избирательных прав граждан посещали участковые избирательные комиссии (не только в Самаре, но и в Новокуйбышевске, Тольятти, Красноярском муниципальном районе), на месте оценивали, как соблюдаются меры санитарно-эпидемиологической безопасности и какие созданы условия для работы общественных наблюдателей.
Несмотря на недочеты, неизбежные в таком огромном организационном масштабе, в региональной Общественной палате констатируют, что в целом избирательные комиссии всех уровней работали на достойном уровне. Большинство сообщений о возможных нарушениях не подтвердилось, остальные удалось оперативно разрешить на месте. Так, наблюдатель на УИК № 5084 в Промышленном внутригородском районе г.о. Самара просигнализировал, что два избирательных участка находятся в довольно тесном помещении, нет отдельных входа и выхода для разделения потоков избирателей, наблюдателям поначалу пришлось сидеть в коридоре, откуда невозможно было увидеть, что происходит и опечатаны ли урны. На место выехал член мониторинговой группы Общественной палаты Самарской области Александр Муравец, который, оценив ситуацию, связался с Избирательной комиссией Самарской области.
«Немало вопросов было по поводу так называемой агитации «За» поправки к Конституции РФ, что нередко интерпретировалось как нарушение законодательства и избирательных прав граждан. Согласно части 8 статьи 2 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» участие гражданина Российской Федерации в общероссийском голосовании является свободным и добровольным. В небесспорном случае, Избирательная комиссия Самарской области заняла принципиальную позицию, указав руководству Тольяттинского государственного университета на необходимость принятия мер по недопущению давления на сотрудников и студентов учебного заведения. Необычная практика голосования в течение недели также породила некоторые дискуссии. Но большинство граждан говорили, что это рационально и удобно: ведь можно проголосовать в тот день и в то время, которое позволяет рабочий график или другие личные обстоятельства, – отметил Виктор Сойфер. – Присутствие общественных наблюдателей на избирательных участках дополнительно мобилизует членов комиссий. Например, к вечеру 1 июля на нескольких участках Кировского внутригородского района г.о. Самара создалась напряженная обстановка из-за того, что там наблюдатели тщательно смотрели за соблюдением всех процедур подведения итогов. В конце концов члены комиссий поблагодарили наблюдателей, все было сделано правильно. В целом, можно сделать вывод, что общественное наблюдение обеспечило контроль за законностью и добросовестностью действий участников общероссийского голосования, что, наряду с другими факторами, сформировало базу для признания процесса голосования легитимным».
«Предложенная поправка к Конституции России содержит положения, которые, может быть даже не всеми были замечены, но которые фундаментально меняют алгоритм развития политических процессов в нашей стране. Прежде всего, это касается механизма высших эшелонов публичной власти. Например, очень важна поправка о том, что кандидаты на должность Президента РФ не должны иметь множественного гражданства, причем и в прошлом тоже. Речь идет о том, чтобы государством руководили люди, заинтересованные только в успехе нашего государственно организованного общества, а не каких-либо других государств. Основная цель вносимых в Конституцию РФ изменений – укрепление нашего государства, его суверенитета через различные механизмы, – уверен председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК, председатель Общественного комитета «За честные выборы» Виктор Полянский. – Очень важным стало решение о том, чтобы предоставить Общественной палате России и общественным палатам субъектов Федерации контролировать процесс подготовки и проведения общероссийского голосования. Надо сказать, что свою основную миссию наши общественные наблюдатели выполнили».
«Мы отрабатывали сообщения, поступавшие от наблюдателей и сообщения, размещавшиеся на электронных ресурсах. Анализ последних показывает, что в основном речь идет о субъективном понимании, толковании ситуации авторов этих записей. Большинство обозначенных «фактов» (например, принудительное голосование за членов семьи, зарегистрированных, по указанному адресу, но проживающих в другом месте) не находило подтверждения. Призывы известных людей к населению региона проявить гражданский долг в период общероссийского голосования также не противоречит закону. Кроме того, надо иметь в виду, что правила осуществления агитационных мероприятий, предусмотренные для избирательных кампаний и кампании референдума, не могут применяться в полном объеме к такой процедуре как общероссийское голосование».
«Главный вывод, который должен быть сделан – общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ проведено в рамках действующего законодательства. Особых срывов в этом процессе не было, и нет никаких фактов, которые могли бы привести к снижению уровня доверия населения, к тому, чтобы результаты голосования были признаны недействительными», – резюмировал Виктор Полянский.