Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Заявление Общественного комитета «За честные выборы» о ходе кампании по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области (17.08.2020)
Общественный комитет «За честные выборы» осуществляет мониторинг регистрации кандидатов на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области. Эксперты Комитета отмечают в целом бесконфликтный характер текущих избирательных процедур и действий. Имеющие место отказы в регистрации кандидатов, как правило, связаны со следующими обстоятельствами:
1. Непредставление документов, необходимых для регистрации. В данной ситуации можно сделать вывод о сознательном отказе кандидата от участия в избирательной кампании: нет представленных документов для регистрации, соответственно, отсутствуют основания для регистрации данного гражданина в качестве кандидата.
2. Представление неполного пакета документов для регистрации:
– отсутствуют собранные подписи в поддержку выдвижения кандидата (законодательство обязывает кандидата, являющегося самовыдвиженцем или выдвинутого партией, не допущенной по итогам последней избирательной кампании к распределению мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Самарской Губернской Думе или Совете депутатов внутригородского района, собирать подписи избирателей в поддержку выдвижения/самовыдвижения; непредставление подписей избирателей – нарушение статей 36 и 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» (далее – Закон Самарской области);
– отсутствует протокол об итогах сбора подписей избирателей в машиночитаемом виде (часть 2 статьи 37 Закона Самарской области содержит перечень документов, предоставляемых кандидатом для регистрации кандидатом; законодатель использовал формулировку «протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде»: использование союза «и» означает необходимость предоставить оба документа, отсутствие одного из них, соответственно – основание для отказа в регистрации);
– отсутствует уведомление об отсутствии изменений в сведениях о кандидате или об изменениях в сведениях о кандидате (ряд кандидатов предоставили в качестве уведомления об изменениях новый вариант заявления о согласии баллотироваться, сославшись на техническую ошибку в наименовании избирательного объединения, выдвинувшего настоящих кандидатов; однако в Законе Самарской области от 31 декабря 2019 года № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» четко сказано: уведомление относится только к сведениям о кандидате; наименование избирательного объединения такими сведениями не является; соответственно, необходимый документ отсутствует, что является основанием для отказа в регистрации кандидатом).
3. После получения уведомления от комиссии кандидат не предоставил в комиссию документы, приведенные в соответствие с требованиями законодательства:
– сведения о доходах представлены по состоянию на 01 июля 2020 года, а не на первое число месяца публикации решения о назначении выборов, то есть – 01 июня 2020 года (дата предоставления указанных сведений установлена Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), ее несоблюдение – нарушение порядка оформления документов, установленного законодательством, и основание для отказа в регистрации кандидатом);
– сведения об уровне образования, указанные в заявлении о согласии баллотироваться, не подтверждены документально, документ не предоставлен в комиссию за сутки до дня заседания комиссии по вопросу регистрации кандидата;
– сведения о занимаемой должности по месту работы не соответствуют указанным в заявлении о согласии баллотироваться.
4. Кандидат предоставил недостаточное количество подписей избирателей, собранных в поддержку своего выдвижения, из-за следующих ошибок:
– подписные листы не соответствует образцу заполнения, утвержденному решением комиссии, организующей выборы (согласно части 8.1. статьи 37 Федерального закона на основании форм подписных листов, установленных настоящим Федеральным законом, организующая выборы, референдум комиссия утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа; несоблюдение – нарушение порядка оформления документов, установленного законодательством, и основание для отказа в регистрации кандидатом);
– подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в границах избирательного округа (нарушение пункта 6 статьи 37 и подпункта «б» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона – собраны подписи за границами избирательного округа, где выдвинут кандидат);
– сведения об избирателях не соответствуют справке, предоставленной из ГУ МВД (нарушение подпункта «в» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона: при выявлении несоответствия персональных данных избирателя сведениям, содержащихся в реестре избирателей ГАС «Выборы» соответствующая избирательная комиссия направляет запрос в органы МВД, при получении подтверждения несоответствия данные подписи считаются недействительными);
– неоговоренные исправления в сведениях, содержащихся в подписных листах (нарушение подпунктов «е», «ж» и «з» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона: любые неоговоренные либо избирателем, внесшим подпись, либо сборщиком подписей исправления любых записей на подписном листе запрещены указанной нормой и являются основанием для признания подписи недействительной);
– подписи, выполненные одним лицом за нескольких избирателей в соответствии с заключением эксперта-почерковеда (нарушение подпункта «в» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона: при проведении проверки подписных листов присутствует приглашенный эксперт-почерковед, который дает итоговое заключение, в том числе и по вопросу о том, не выполнены ли подписи нескольких избирателей одним лицом; в случае выявления таких подписей, засчитывается только первая подпись, остальные признаются недостоверными).
Проведенный экспертами Комитета анализ реализации перечисленных оснований в текущем избирательном процессе позволяет сделать заключение о следующем.
Значительная доля зарегистрированных кандидатов (~ 95% от общего числа выдвиженцев) свидетельствует об отсутствии необоснованных препятствий для реализации пассивного избирательного права, а также о в целом равном отношении избирательных органов к кандидатам и избирательным объединениям.
Необходимость соблюдения законной процедуры выдвижения и регистрации кандидатов выполняет функцию фильтра для лиц, не способных соответствовать формальным требованиям, соблюдение которых является необходимым условием не только для участия в выборах, но и для дальнейшей публичной деятельности в качестве избранного депутата.
Принимая решение о регистрации или отказе в регистрации кандидата, а также при решении любых иных вопросов реализации избирательных прав по усмотрению должностных лиц необходимо руководствоваться принципом равенства граждан и избирательных объединений перед законом. Все неустранимые сомнения должны толковаться в пользу граждан и избирательных объединений.
Общественный комитет «За честные выборы» продолжает мониторинг электоральной активности и приглашает кандидатов и избирательные объединения к сотрудничеству в работе над совершенствованием избирательного законодательства и практики его применения.