Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
В ОП РФ обсудили готовность регионов к общественному наблюдению в ходе предстоящих выборов
7 сентября 2020 г. председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК, председатель Общественного комитета «За честные выборы» Виктор Полянский принял участие в онлайн-совещании ОП РФ с региональными общественными палатами. На повестку дня был вынесен вопрос об организации общественного наблюдения в ходе Единого дня голосования 13 сентября 2020 года.
Председатель Координационного совета ОП РФ по общественному контролю за голосованием Максим Григорьев предложил представителям региональных общественных палат рассказать, как ведется подготовка общественных наблюдателей к предстоящим выборам, которые в этот раз пройдут не только в основной день голосования, но и в дополнительные дни 11-12 сентября.
«Институт общественного наблюдения мы рассматриваем как самый эффективный инструмент повышения доверия к выборам», – заявила Председатель Общественной палаты Республики Татарстан Зиля Валеева, отметив, что в Татарстане большая часть общественных наблюдателей – около пяти тысяч – уже прошли соответствующее обучение и получили удостоверения.
Для координации работы наблюдателей в Чувашской республике создан штаб общественного наблюдения на базе региональной Общественной палаты, такие же штабы созданы во всех муниципальных районах, – рассказал председатель республиканской Общественной палаты Алексей Судленков. В состав штаба вошли члены Общественной палаты Чувашии, члены общественных советов, созданных в муниципальных образованиях, представители Адвокатской палаты Чувашской Республики. «Всем политическим партиям, действующим на территории республики, а также представителям кандидатов поступило предложение войти в штаб общественного наблюдения, чтобы исключить любые искажения результатов выборов», – пояснил Алексей Судленков.
В Краснодарском крае выборная кампания текущего года ознаменовалась открытием школы общественного наблюдателя. «Планируем на постоянной основе обучать принципам и методам общественного контроля, вовлекая в обучение молодежь и представителей некоммерческих организаций. Также рассматриваем возможность подготовки наблюдателей от партий», – рассказала Председатель Общественной палаты Краснодарского края Любовь Попова.
В целом представители большинства региональных общественных палат заверили, что на местах готовы к осуществлению общественного наблюдения в ходе предстоящих выборов. Вместе с тем, регионы обозначили и ряд проблемных вопросов. Так, Председатель Общественной палаты Курганской области Михаил Белоусов обратил внимание на то, что увеличение количества дней голосования при том, что в настоящее время сельчане заняты на уборочных работах, усложнило подбор общественных наблюдателей, выход – увеличение числа мобильных групп.
Об особенностях проведения электронного голосования и большом запросе на разъяснительную работу с населением напомнил первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич. «Все эти мудреные, сложные слова про разделение ключей шифрования, криптозащиту, трансакцию, цепочку блокчейна и т. д. людей пугают. Нам нужно будет заняться после Единого дня голосования системной деятельностью по переводу всех этих хороших сложных слов на упрощенный русский язык, чтобы люди понимали, что это безопасно, комфортно, удобно», – предложил Александр Малькевич.
Виктор Полянский обратил внимание на проблему недостаточной юридической подготовки кандидатов. Так, в Самарской области до 5% из них получили отказ в регистрации именно по этой причине. «Необходимо повышать правовую культуру наших кандидатов, – считает эксперт. – Зачастую источником конфликтов между избирательными органами и кандидатами становится пренебрежение кем-либо принципами права, преувеличение политической целесообразности (чем не может руководствоваться суд), а иногда и политтехнологическая манипуляция. Последнее возможно в условиях неопределенности правовых норм, пробелов в правовом регулировании избирательных отношений. Поэтому стоит задача оптимальной формализации процедур включения кандидатов, партий, избирательных объединений в избирательный процесс на всех его стадиях, что исключало бы возможность неоднозначного понимания и применения соответствующих правил поведения при реализации как активного, так и пассивного избирательного права».
Виктор Полянский также подчеркнул важность выстраивания системы общественного мониторинга избирательного процесса на всех его этапах – от объявления выборов до подведения итогов голосования. Действующая система общественного наблюдения в рамках современного законодательства может быть усовершенствована за счет расширения полномочий, рекрутируемых общественными палатами России и субъектов Федерации общественных наблюдателей путем предоставления ими специальных прав по контролю регистрации кандидатов, агитационной кампании.
В ходе выступления эксперт затронул и еще один аспект организации общественного наблюдения. «Общественный характер наблюдения за ходом голосования не отменяет важную проблему – компенсации понесенных наблюдателями расходов в пределах 3 дней голосования. Мы поддерживает идею введения такой компенсации из соответствующих бюджетов, на которые ложатся затраты по проведению выборов. В таком случае будут справедливо компенсированы расходы наблюдателей, хотя бы по минимуму, и наблюдатели при этом не будут поставлены в зависимость от каких-либо групповых интересов, – уверен Виктор Полянский. – На данном же этапе можно сделать вывод о том, что корпус общественных наблюдателей в дни голосования сформирован с должным эффектом, наши наблюдатели смогут содействовать легитимации процесса выборов и органов муниципальной власти».
Член ОП РФ, исполнительный директор ассоциации некоммерческих организаций «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) Алена Булгакова напомнила о работе горячей линии на базе Общественной палаты РФ и карте сообщений на портале НОМ (nom24.ru). «В режиме реального времени наш ситуационный центр будет отрабатывать и верифицировать всю информацию, которая поступает из регионов, и доносить объективную оценку, по максимуму нивелируя риски, вызванные фейковой информацией. Мы подошли к финишной прямой и надеемся на плотное взаимодействие», – резюмировала Алена Булгакова.
При подготовке использованы материалы пресс-службы ОП РФ