Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
В Самарской области подвели итоги общественного наблюдения на муниципальных выборах
16 сентября 2020 г. на площадке Общественной палаты Самарской области состоялась пресс-конференция, посвященная подведению итогов общественного наблюдения за ходом голосования в рамках последней избирательной кампании.
Как сообщил Председатель Общественной палаты Самарской области, сопредседатель рабочей группы по мониторингу реализации избирательных прав граждан Виктор Сойфер, в рамках Единого дня голосования 13 сентября и в дополнительные дни 11 и 12 сентября 2020 года за выборами муниципальных депутатов в Самарской области наблюдали 317 наблюдателей, направленных областной Общественной палатой.
Обучение кандидатов в наблюдатели проходило на основе стандартов общественного наблюдения, разработанных во взаимодействии с Избирательной комиссии Самарской области. «Это очень удобный формат – это и «шпаргалка» для наблюдателей по избирательному законодательству, и отчетная форма. Мы настоятельно просили всех наблюдателей честно отражать реальную картину происходящего на избирательных участках. Объективность очень важна для последующего экспертного анализа и выводов, – отметил Виктор Сойфер. – В целом общественные наблюдатели весьма позитивно оценили подготовку к выборам, организацию и ход голосования, соблюдение процедуры подсчета голосов и обеспечение мер санитарно-эпидемиологической безопасности. Но, конечно, были и сообщения о предполагаемых нарушениях. Такие сообщения по возможности отрабатывались членами мобильной группы Общественной палаты: в течение трех дней члены мобильной группы посетили более шестидесяти избирательных участков в г.о. Самара, г.о. Жигулевск, муниципальном районе Ставропольский».
На избирательных участках члены мобильной группы общались не только с общественными наблюдателями, назначенными областной Общественной палатой, но и членами участковых избирательных комиссий, с наблюдателями, назначенными кандидатами и партиями, а в некоторых случаях и с самими кандидатами. В числе ситуаций, жалоб, которые можно назвать типичными: жалобы в отношении организации голосования на дому (в некоторых случаях избиратели утверждали, что они не передавали, как то предусмотрено законодательством, через третьих лиц просьбу о голосовании на дому и отказывались от голосования); жалобы на то, что членам участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса, а также наблюдателям отказывали в возможности ознакомиться со списками избирателей, наблюдателям отказывались предоставить заверенную копию акта об опечатывании сейф-пакета с бюллетенями в дополнительные дни голосования.
«Широкое общественное наблюдение, когда речь идет о независимых наблюдателях, направляемых на избирательные участки федеральной и региональными общественными палатами, появилось, по сути, не так давно: менее трех лет назад, когда были приняты соответствующие федеральные законы. Но Общественная палата Самарской области имеет десятилетний опыт общественного наблюдения: еще в 2010 году на базе палаты был создан Общественный комитет «За честные выборы». Члены комитета, наблюдатели, в основном из числа студентов юридического факультета Самарского (государственного) университета, вели наблюдение в качестве представителей СМИ и, используя другие возможности, которые предоставляло действующее на тот момент законодательство. За эти годы мы прошли сложный путь от определенного неприятия, подозрительного отношения к наблюдателям до конструктивной работы. Тем не менее, такие явления, как отказ наблюдателям в возможности ознакомиться с документами, пока встречаются, и их, конечно, нужно устранять. Впрочем, стоит отметить, что подобные ситуации обычно решаются при первом же юридически грамотно оформленном обращении наблюдателей и членов УИК с правом совещательного голоса», – прокомментировал Виктор Сойфер.
Отдельного внимания заслуживает ситуация наличия избирательных бюллетеней, не содержащих фамилии кандидатов, которым сначала было отказано в регистрации и которые затем были восстановлены в кандидатском статусе в соответствии с судебными решениями. «На УИК № 2902 в Ленинском внутригородском районе г.о. Самара были обнаружены 38 бюллетеней, в которых не значилась фамилия восстановленного кандидата. В ходе проверки было установлено, что эти бюллетени попали из первоначального тиража в упаковки бюллетеней, переданных в участковую избирательную комиссию. Все они были переданы в территориальную комиссию, о чем был составлен акт. Законодательство предусматривает, что в случаях обнаружения подобных бюллетеней, они признаются бюллетенями неустановленной формы, опечатываются отдельно и не учитываются при подсчете голосов», – рассказал Виктор Сойфер.
Ну и конечно, совсем уж нелепый случай, сообщения о котором моментально появились в СМИ и социальных сетях, произошел на УИК № 3522 в муниципальном районе Ставропольский: здесь при открытии сейфа с бюллетенями ранее проголосовавших избирателей дверь сейфа отвалилась. Все это произошло на глазах наблюдателей, назначенных от Общественной палаты Самарской области, от кандидатов и партий, которые подтвердили, что сейф был опечатан, следов взлома на нем не было, повреждения пломб с подписями членов избирательной комиссии не зафиксировано.
Членами рабочей группы отрабатывались обращения о предполагаемых нарушениях, размещенные на «карте» сайта Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ), а также на так называемой «Карте нарушений на выборах» движения в защиту прав избирателей «Голос».
«Нужно отметить, что распространяемые в период голосования некоторыми информационными средствами непроверенные бездоказательные сообщения о нарушениях, в том числе и по Самарской области, оказались фейками. Некоторые обстоятельства в организации голосования технического характера никак не влияли на право граждан голосовать, охрану тайны голосования, на результаты голосования. Такие отступления не являются нарушением избирательного законодательства. С нашей точки зрения, состоявшиеся выборы были в достаточной мере прозрачными и полностью легитимными», – подчеркнул Виктор Сойфер.
«Для избирателей любые выборы важны с той точки зрения, что это возможность сформировать именно ту власть, которую мы хотим, которая будет действовать на основе сочетания и гармонизации различных интересов, а в конечном итоге – в интересах всех жителей. Разумная, компетентная, профессиональная власть сумеет разрешить проблемы в общую пользу. Но для того, чтобы такая власть была создана, мы должны приходить на выборы и пользоваться своим правом избирать. Неправильно требовать что-то от власти, в формировании которой вы не принимали участие, – считает член Совета Общественной палаты Самарской области, председатель Общественного комитета «За честные выборы», сопредседатель рабочей группы по мониторингу реализации избирательных прав граждан Виктор Полянский. – Вместе с тем, всякий политический процесс, а особенно избирательный процесс – это столкновение интересов. Отсюда и реакция на выборы со стороны различных заинтересантов, которые порой создают информационный фон, не отражающий действительного качества процесса. Выезжая на избирательные участки, в отношении которых поступали обращения, жалобы, мы видели, что зачастую у обратившихся есть некие свои представления о том, «как должно быть», – но закон требует совершенно иное. Например, появилось сообщение, что избирателю с временной регистрацией незаконно отказали в праве проголосовать. Но в соответствии с Законом Самарской области, в таком случае избиратель за три дня до голосования должен был подать заявление о включении его в списки избирателей; однако, этого сделано не было, и в день голосования этот избиратель на законном основании получил отказ. Подобных сообщений о мнимых нарушениях, которые по факту не являются нарушениями, не менее половины. В то же время в силу человеческого фактора и других причин, членами избиркомов, разумеется, допускаются и определенные технические огрехи. Но они не несут никаких серьезных последствий для результатов голосования».
«Мы призываем избирателей ходить на выборы, пользоваться своим избирательным правом. Это, в том числе, поможет предотвратить вероятные манипуляции разного рода, а главное – создаст более широкую базу легитимности избирательного процесса и самой публичной власти», – подчеркнул Виктор Полянский.