Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru



Исправительные центры: экономическая и социальная целесообразность
2 ноября 2022 г. участники заседания, организованного совместно комиссией Общественной палаты Самарской области по вопросам экономики, промышленности, сельского хозяйства и предпринимательства и Союзом «Торгово-промышленная палата Самарской области», обсудили проблемные вопросы развития сети исправительных центров уголовно-исполнительной системы.
Институт уголовного наказания в виде принудительных работ в современном российском законодательстве появился относительно недавно: соответствующая статья была введена в Уголовный кодекс РФ в конце 2011 года. Данный вид наказания является альтернативой лишению свободы и в целом направлен на гуманизацию уголовного законодательства. Однако длительное время этот вид наказания в России не применялся, поскольку отсутствовали исправительные центры – места для размещения и трудоустройства осужденных к принудительным работам. Активно создаваться такие центры начали лишь с 2016 года. В настоящее время судами все чаще выносится решение о замене наказания в виде лишения свободы исправительными работами. Если в 2017 году через наказание в виде принудительных работ прошли около 600 осужденных, то в 2020 году по учетам созданных ФСИН исправительных центров – почти 12,3 тыс. осужденных.
«По состоянию на 1 ноября 2022 года в исправительных учреждениях Самарской области содержатся 3183 осужденных, которые обладают правом обращения в суд с ходатайством о замене лишения свободы принудительными работами. Направили соответствующие ходатайства 493 человека. 212 ходатайств на данный момент удовлетворено», – сообщил и.о. Уполномоченного по правам человека в Самарской области Вадим Стрелков. По мнению правозащитников, одна из основных причин того, что заключенные не пользуются своим правом активнее, состоит в элементарной нехватке в регионе мест, где могло бы отбываться наказание в виде принудительных работ. Сегодня в Самарской области в системе ФСИН функционирует два участка и один самостоятельный исправительный центр, общий лимит наполнения которого составляет 245 мест; участок на 50 мест был открыт в августе текущего года на базе ООО «Самарский завод полимерных изделий», рассказал Вадим Стрелков. «К сожалению, примеры взаимодействия исправительных учреждений и социально ориентированных предприятий по открытию участков исправительных центров в Самарской области в настоящее время единичны. Мы считаем, что необходимо активизировать процесс, и обращаемся к представителям предпринимательского сообщества с убедительной просьбой активнее развивать взаимодействие с системой ФСИН и создавать рабочие места, на которые возможно привлекать к труду осужденных к наказанию в виде принудительных работ. Без активного участия бизнеса государство вряд ли сможет быстро создать необходимый объем рабочих мест. Поэтому возлагаем большие надежды на наших предпринимателей. Подобная форма исполнения наказания при ее грамотном применении может стать взаимовыгодной как для работодателей, так и для осужденных», – отметил Вадим Стрелков.
Стоит отметить, что развитие института наказания в виде принудительных работ позволяет решать актуальную задачу, связанную с возмещением потерпевшим ущерба, причиненного совершением преступления. В настоящее время, по данным Аппарата Уполномоченного по правам человека в Самарской области, значительное количество трудоспособных осужденных в местах лишения свободы остаются без работы: порядка 50%.
На проблему уже обратили внимание на федеральном уровне. Политика государства в этой сфере значительно меняется, подчеркнул и.о. начальника Управления Министерства юстиции РФ по Самарской области Алексей Сизов. Предполагается, что уже в 2022 году в России будет обеспечено создание порядка 20 тыс. мест для размещения и трудоустройства осужденных к принудительным работам в исправительных центрах (в среднем около 400 рабочих мест в каждом регионе). А к 2024 году этот показатель должен достичь цифры в 80 тыс. рабочих мест в исправительных центрах по всей стране.
В Самарской области в текущем году в исправительных центрах пока создано только 200 дополнительных мест, заметил Алексей Сизов, однако, в регионе есть положительный опыт функционирования исправительных центров как на базе учреждений ФСИН, так и на базе коммерческих организаций. «Мы видим, что некоторые организации потенциально заинтересованные в создании на своей базе исправительных центров, но «осторожничают». Звучат предложения о выделении дополнительных бюджетных средств на субсидирование расходов по оснащению исправительных центров на базе организаций, установление налоговых льгот для организаций, использующих труд осужденных, – это позволило бы вызвать коммерческий интерес бизнес-сообщества к созданию исправительных центров», – прокомментировал представитель Минюста РФ.
Сегодня Правительство области наполняет производственные мощности системы ФСИН заказами для нужд мобилизованных граждан (изготовление кроватей, матрасов, спальных мешков), но муниципалитеты не выказывают заинтересованности в развитии сети исправительных центров, а предприниматели не понимают, как работает этот механизм, отметил врио руководителя Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области Андрей Белоусов. «Необходимо вовлекать предпринимательское сообщество в эту работу, но у бизнеса должно быть полное понимание того, на каких правовых основах она будет выстроена, какие возможности это даст», – считает Андрей Белоусов.
Действительно, среди части предпринимателей бытует мнение о том, что предприятия не получают никакой выгоды от создания на своей базе участков исправительных центров. Ведь осужденных к исправительным работам нужно не только обеспечить рабочими местами, но и создать им условия для проживания. Однако те, кто все же принимает решение наладить связи с системой ФСИН, поступают весьма дальновидно, уверен заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Константин Титов: ведь в перспективе человеческие трудовые ресурсы будут продолжать сокращаться, а такие предприятия обретают постоянный канал получения трудовых ресурсов. Кроме того, например, предприятия строительного комплекса на сегодняшний день активно привлекают труд мигрантов, для которых тоже нужно создавать условия, обустраивать общежития и пр.
Другой вопрос: а стоит ли возводить крупные исправительные центры? По мнению Константина Титова, более перспективной выглядит модель, при которой можно было бы кооперировать усилия государства (бюджета), системы ФСИН и сразу нескольких предприятий (организаций). Если же осужденный до момента совершения преступления уже являлся работником того или иного предприятия, обладает соответствующей профессией, разумнее было бы позволить ему продолжать свою трудовую деятельность на прежнем месте, разумеется, со всеми необходимыми ограничениями, полагает Константин Титов.
«Ставится задача построить полноценные исправительные центры с возможностью проживания осужденных. Но предприятия готовы брать заключенных только на время рабочего дня. Есть ли экономическая целесообразность в том, чтобы обустраивать целые центры или «участки»? Страна изменилась, общество изменилось, наверное, сегодня есть и другие возможности: надо менять подходы, если необходимо, менять законодательство», – заметил председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам экономики, промышленности, сельского хозяйства и предпринимательства, президент Союза «Торгово-промышленная палата Самарской области» Валерий Фомичев.
Практика показывает, что осужденные заинтересованы в замене лишения свободы отбытием наказания в виде принудительных работ, мотивация у них есть, заверила начальник ФКУ «Исправительный центр №1» УФСИН России по Самарской области Бибигуль Калиева. Очевидны выгодные отличия такого вида наказания даже от нахождения в колонии-поселении: осужденные к принудительным работам могут передвигаться без сопровождения, «выходить в город», пользоваться общественным транспортом, управлять автомобилем. По сути, речь идет об осуждении без изоляции от общества. Более того, у отбывающих наказание в колониях нет доступа к средствам связи: это запрещено законодательством, а при принудительных работах такого ограничения нет. Последнее, в свою очередь, важно учитывать, когда речь идет об осужденных таких профессий, как экономисты, юристы, бухгалтеры и пр.: эти люди могли бы продолжать дистанционно трудиться по специальности и возмещать ущерб потерпевшим, а не переучиваться на рабочие профессии, считает председатель комитета по экологии и охране окружающей среды при Торгово-промышленной палате Самарской области Алексей Титов. ТПП, со своей стороны, готова взаимодействовать с органами, исполняющими наказания, в данном направлении.
Председатель комитета по развитию предпринимательства и социальной политике при Торгово-промышленной палате Самарской области Денис Анисимов, отметив, что ряд членов ТПП уже пытаются выстраивать взаимодействие с системой ФСИН, обратил внимание на целый ряд подводных камней, с которыми приходится сталкиваться этим организациям и предприятиям. Стоит отметить, что между региональной Торгово-промышленной палатой и УФСИН России по Самарской области заключено соглашение о содействии трудоустройству, вовлечению в бизнес освобождающихся осужденных. Так, ТПП готова содействовать получению освободившимися соцконтракта на открытие своего дела. «Это очень важно с точки зрения ресоциализации бывших заключенных», – заметил Денис Анисимов, призвав ФСИН активнее выстраивать отношения с бизнес-сообществом: проблемы есть, но они решаемые.
Большую проблему в закрытости ФСИН видит и заместитель председателя Общественного совета при УФСИН России по Самарской области, заместитель председателя ОНК Самарской области Алексей Колесников. «В соответствии с нормами предприятие должно организовать участок исправительного центра и взять сразу 50 человек осужденных, обеспечив им условия проживания. Но большинство предприятий к этому не готовы. Некоторые хотели бы постепенно включаться в систему, трудоустраивать сначала 2, 5, 10 человек. «Повесить» исправительные центры на предприятия, на мой взгляд, не самая конструктивная мера. Стоит создавать за счет бюджета центры, где осужденные бы проживали и откуда ходили бы на работу. Можно также продумать вопрос создания таких коммерческих «распределительных» центров», – считает Алексей Колесников.
«Саму идею создания исправительных центров отбрасывать не надо, но ее нужно совершенствовать, – согласился Константин Титов. – Мы сегодня рассматриваем вопрос, я бы сказал, исключительной важности. Задача общества – помочь оступившемуся человеку встать на путь исправления, может быть, даже обрести некую новую цель. В ряде исправительных учреждений это направление реализуется в настоящее время достаточно успешно. И ранее, в советское время многие предприятия организовывали подобные центры, куда поставляли оборудование, заготовки, заключенные получали специальность, и, выйдя на свободу, порой устраивались на эти предприятия. Но сегодня нужно искать новые формы, новые позиции, анализировать, как они влияют и на развитие производительных сил, и на совершенствование системы воспитания и исправления».
«Главные вопросы – экономическая и социальная целесообразность создания исправительных центров. Нужно грамотно подать информацию представителям бизнеса, чтобы у них возникла заинтересованность. Пока вопросов больше, чем ответов. Наверное, нужно задействовать возможности муниципалитетов, у которых есть помещения. Предприниматели, со своей стороны, должны дать ФСИН свои предложения по тому, на какие специальности они готовы принимать людей. Ну и конечно, надо прорабатывать вопросы субсидирования тех предприятий, которые готовы открывать исправительные центры на своей базе», – подчеркнул Валерий Фомичев, подводя итоги обсуждения.