Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Новости
Новости Общественной палаты
Работа по профориентации должна начать приносить конкретный, ощутимый результат
Работа по профориентации должна начать приносить конкретный, ощутимый результат
3 июля 2023 г. члены комиссии Общественной палаты Самарской области по демографической и семейной политике, делам ветеранов и инвалидов в рамках выездного заседания побывали на производственной площадке ООО «ИНРОЛ-СТС».
Участие в заседании приняли представители самарских колледжей и интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: на повестку дня были вынесены вопросы, касающиеся системы сопровождения профессионального самоопределения выпускников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и обучающихся профессиональных образовательных организаций.
ООО «ИНРОЛ-СТС» – подразделение АО «Сиб Трейд Сервис» – компании, которая разрабатывает, производит и поставляет инструмент и оборудование для производства ремонтно-восстановительных работ, а также для ликвидации осложнений при бурении скважин различного назначения. В ходе экскурсии по предприятию участники заседания получили возможность увидеть, как организована работа в литейном и механическом цехах с современным металлообрабатывающим оборудованием, на сборочном участке, где происходит сборка и испытание инструментов и оборудования, в технологическом нормировочном бюро и в конструкторском бюро.
Как и у большинства машиностроительных предприятий, сегодня главная проблема компании – кадровый дефицит.
«Нехватка специалистов в различных отраслях промышленности – проблема очевидная, и наверняка будут разрабатываться большие федеральные программы, направленные на подготовку рабочих кадров, но все это требует определенного времени, а что-то делать надо прямо сейчас. Мы на своем предприятии задумались о разработке профориентационной программы, готовы проводить экскурсии для старшеклассников и студентов колледжей. Хотим показать подрастающему поколению значимость машиностроения как одной из основополагающих отраслей народного хозяйства, рассказать, что есть такое направление в машиностроении, которое представляет именно наше предприятие, и, может быть, это подтолкнет их в дальнейшем к выбору будущей профессии, – рассказал директор ООО «ИНРОЛ-СТС» Геннадий Ненашев. – Сегодняшнее молодое поколение нацелено на легкие, быстрые деньги: поэтому молодые люди предпочитают работать в службе доставки, продавцами, и тем самым, по сути, ставят крест на своем будущем – ведь когда они опомнятся, может быть уже поздно. Мы хотим показать представителям молодого поколения, что есть места, где их ждут, где они могут найти себе применение, могут самореализоваться, занявшись настоящим делом».
На предприятии готовы организовывать работу с молодыми людьми, которые еще не получили профессию, еще продолжают обучение в образовательных организациях; готовы взять студентов на практику, предоставить наставника. Понимая, что профориентация должна начинаться как можно раньше, на предприятии выразили также готовность проводить экскурсии для школьников, однако, столкнулись с настороженной позицией директоров общеобразовательных учреждений. Было бы замечательно, если бы поддержку начинаниям производственников оказали органы управления образованием, заметил Геннадий Ненашев.
Профессиональным образовательным учреждениям тоже необходима помощь профильного министерства: как минимум информационная, обратили внимание представители самарских колледжей. Ведь если крупные предприятия региона у всех на слуху, то информации о небольших производственных компаниях, готовых к участию в профориентационных проектах, у образовательных организаций нет.
Между тем, как рассказала руководитель управления профессионального образования и науки департамента профессионального образования и организационной деятельности министерства образования и науки Самарской области Кристина Кузьмина, Министерством просвещения РФ анонсирована новая единая модель профессиональной ориентации школьников, которую Министерство планирует рекомендовать для использования во всех школах страны уже с нового учебного года.
В основу модели закладывается «профориентационный минимум» – универсальный набор инструментов для проведения мероприятий по профориентации. Предполагается, что будет несколько уровней профориентации: базовый (не менее 40 часов), основной (не менее 60 часов) и продвинутый (не менее 80 часов). Каждый уровень будет содержать несколько обособленных направлений профориентационного минимума: профильные предпрофессиональные классы, урочную деятельность (Фондом Гуманитарных Проектов подготовлено более тысячи методических рекомендаций, которые можно интегрировать в различные предметные области), внеурочную деятельность (еженедельно по четвергам планируется проведение профориентационного занятия по примеру внеурочных занятий «Разговоры о важном»), воспитательную работу (так, уже в этом году в Самарской области был реализован проект каникулярных профессиональных смен, когда школьники имели возможность в течение нескольких дней посещать колледжи, выполнять задания, отрабатывать различные навыки, – этот проект будет масштабироваться), дополнительное образование, профессиональное обучение, взаимодействие с родителями.
«Профориентация молодежи – очень важная межведомственная задача. Сегодня система профессионального самоопределения охватывает самые разные категории обучающихся, начиная от дошкольников: Самарская область – один из первых субъектов, которые начали внедрять чемпионаты профмастерства 5+. И на уровне Российской Федерации, и на уровне региона существует огромное количество информационных систем и ресурсов, которые направлены на профессиональное определение ребят», – подчеркнула Кристина Кузьмина.
В частности, в регионе реализуются два крупных федеральных проекта: «Билет в будущее» (в этом году профессиональные пробы снова можно пройти в оффлайн формате) и «ПроеКТОриЯ». АИС «ПрофВыбор. Самарская область» позволяет видеть перечень проводимых на уровне региона мероприятий и записываться на участие в них. При поддержке Правительства области функционирует сайт «Куда пойти учиться». О системе высшего образования, кроме того, рассказывает ресурс «Абитуриент.2023». Уже в течение нескольких лет развивается автоматизированная информационная система «Трудовые ресурсы Самарской области»: модуль «Предпрофильная подготовка». Свой вклад в профориентационное направление вносят АИС «Навигатор дополнительного образования детей. Самарская область», АСУ РСО Самарской области и др.
Действующие на региональном уровне механизмы профориентации включают также систему массовых профориентационных мероприятий: «Апрельские встречи» (с 2013 года), областная Неделя труда и профориентации «7 шагов к профессии» (с 2011 года), видеоконференции «Открытый урок»; профориентационные экскурсии на предприятия региона; организацию предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов; премии Губернатора Самарской области победителям и призерам всероссийских, международных, региональных олимпиад и конкурсов профессионального мастерства (в течение двух последних лет речь идет, в том числе, и о юниорах – школьниках с 14 лет).
Активно развивается в губернии и в России в целом система чемпионатов профессионального мастерства. «С 2023 года представлены две линейки: «Профессионалы» (новое чемпионатное движение, пришедшее на смену движению WorldSkills) и параллельная линейка конкурсов профмастерства для лиц с ОВЗ и инвалидностью «Абилимпикс», – сообщила Кристина Кузьмина.
С прошлого года Самарская область включилась в федеральный проект «Профессионалитет»: на данный момент в регионе функционируют образовательно-производственные кластеры железнодорожной и машиностроительной отраслей; в планах создание образовательно-производственных кластеров строительно-энергетической отрасли и отрасли сельского хозяйства. Очевидно, что проекты, связанные с популяризацией рабочих профессий, имеют особую важность. И в областном минобре отмечают, что эта работа имеет результат: у молодых людей в последнее время появляется интерес к таким профессиям, как токарь, фрезеровщик.
«Серьезная задача, которую мы ставим перед собой на ближайшее будущее, – создание единой цифровой платформы с персонифицированным учетом участия обучающихся во всех мероприятиях (проектах) и с фиксацией личностных результатов после участия в каждом мероприятии (проекте)», – обратила внимание Кристина Кузьмина.
Согласившись с тем, что министерством образования и науки региона проводится большая работа, участники заседания, вместе с тем, выразили мнение, что на данный момент профориентационная информация распылена по слишком большому количеству ресурсов. И подросткам, и их родителям было бы удобно, если бы всю необходимую информацию можно было бы получить в некоем «едином окне».
Стоит отметить, что серьезную деятельность в рамках профориентации ведет также служба занятости. Профконсультанты выходят в образовательные организации; для школьников проводится акция «Старт в профессию»; идет работа и в рамках родительских собраний. По согласованию со школами родителям ребят из выпускных классов могут рассылаться информационные материалы о ситуации на рынке труда. Третий год реализуется акция «Формула будущего» – в этом году в ней приняли участие уже более 1 тыс. детей: на первом этапе проходит нетворкинг, круглый стол с участием не только детей, но и родителей; второй этап – квеструм по профессиям, которые будут востребованы в будущем; третий этап – встреча с профессионалом. В рамках проекта «Ступень в карьеру» профконсультанты выходят в профессиональные образовательные организации для обучения студентов навыкам составления резюме, общения с работодателем ходе собеседования и пр.
«Службой занятости ежегодно оказывается порядка 50 тыс. профориентационных услуг. Из них порядка 8 тыс. услуг оказывается школьникам, которые устраиваются на работу на каникулярный период, либо в свободное от учебы время: это тоже можно считать профориентационными пробами, когда ребенок видит производственную структуру коллектива, понимает, будет ли ему интересна та или иная профессия», – подчеркнула и.о. руководителя департамента занятости и трудовой миграции министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области Людмила Дудукина.
К слову, на сегодняшний день в регионе открыто более 48 тыс. вакансий, а на учете в службе занятости состоит 8,5 тыс. человек: уровень безработицы – 0,5% – это исторический минимум. Проблема же заключается в том, что 70% вакансий – это рабочие профессии, не востребованные соискателями. И если взрослых соискателей уже достаточно трудно переориентировать, то с молодежью, очевидно, надо работать.
Статистика в этом отношении не радует педагогов. По словам руководителя социально-педагогического отделе ГАПОУ СО «Строительно-энергетический колледж (образовательно-производственный кампус) им. П. Мачнева» Раисы Кузнецовой, только порядка 20% выпускников приступают к работе по профессии после получения образования, около половины молодых людей выбирают свободный график, более легкие деньги и устраиваются на работу курьерами, официантами, продавцами. Одна из причин такого выбора в том, что это наиболее распространенные варианты для подработки студентов, и со временем ребята втягиваются, а о возможностях, которые предоставляют производственные предприятия, зачастую просто не знают, полагаясь на стереотипы.
По-настоящему познакомиться с профессией позволяет так называемое дуальное обучение, когда образовательное учреждение работает в тесной связке с потенциальным работодателем: в этом случае студенты еще в период получения образования становятся частью корпоративной культуры предприятия и в дальнейшем связывают свой жизненный путь с этим предприятием. На сегодняшний день в этой системе обучается порядка 12 тыс. человек и задействованы порядка 300 работодателей, отметила Кристина Кузьмина. Однако, далеко не все предприятия готовы к такой работе, а для успешного продвижения дуального образования движение должно быть обоюдным: как со стороны образовательных организаций, так и со стороны предприятий и учреждений, нуждающихся в новых кадрах.
«Настораживает, что проблема нехватки кадров сложилась не вчера, многие проекты реализуются уже годами, но проблема остается, – заметила член Общественной палаты Самарской области Инесса Панченко. – На предприятии, которое мы посетили сегодня, пришли к выводу, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Здесь готовы обучать, дать наставника, создали профориентационную программу, подготовили экскурсию для детей, но столкнулись с тем, что к такой работе не готовы школы. Полагаю, что те же проблемы испытают большинство предприятий машиностроения. А значит, подобным начинаниям необходима поддержка со стороны министерства образования и науки».
«Нужно дать возможность работодателям (предприятиям, учреждениям) и образовательным организациям быстро выстраивать коммуникации. Необходимо на региональном уровне выстроить межведомственное взаимодействие между министерством образования и науки и министерством промышленности и торговли и подготовить рекомендуемый список предприятий, готовых к сотрудничеству с учреждениями образования», – подчеркнула председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по демографической и семейной политике, делам ветеранов и инвалидов Светлана Полдамасова.
Отдельно в ходе заседания прозвучала тема, связанная с профориентацией детей, находящихся в интернатных учреждениях.
В настоящее время в таких учреждениях наблюдается очевидная тенденция существенного увеличения количества детей старше 14 лет – сегодня их уже почти 70%, заметила руководитель департамента по делам инвалидов и организации социального обслуживания министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Татьяна Писарева. При этом речь зачастую идет об очень сложных детях: так, около трети воспитанников имеют психоневрологические диагнозы.
Несмотря на очевидные сложности, в таких учреждениях с раннего возраста детей начинают погружать в мир профессий. «В каждом нашем учреждении есть специалист, который занимается вопросами профориентации, и важно, чтобы такие специалисты тоже были «прокачаны» новшествами, знали обо всех возможностях профориентационных проектов. Со своей стороны, мы готовы собрать этих специалистов и руководителей наших учреждений на обучающий семинар, – отметила Татьяна Писарева. – Конечно, наши дети сложные, привыкшие к свободе, думающие о легких заработках. И тем не менее они часто хотят работать и получить профессию. Но нередко натыкаются на объективные препятствия».
Одним из таких препятствий является достаточно узкий круг профессий, доступных для выпускников подобных учреждений (особенно для девочек): ведь эти ребята показывают в основном достаточно скромные успехи в учебе. Еще одно серьезное препятствие – отсутствие общежитий у ряда профессиональных образовательных учреждений, обратила внимание Светлана Полдамасова. Проблема актуальна и для выпускников интернатных учреждений, которые часто поступают в ближайший техникум и остаются жить в своем учреждении, и для ребят из приемных семей, нередко проживающих в сельской местности и малых городах. Вопрос предоставления временного жилья (на время обучения) для таких молодых людей требует решения на региональном уровне, считают участники заседания: например, можно было бы рассмотреть возможность выделения площадей в рамках будущего международного межвузовского студенческого кампуса, к строительству которого приступают в Самаре.
Возможно ли при разработке образовательного маршрута для детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, привлекать представителей от профобразования? – озвучила Светлана Полдамасова еще один немаловажный вопрос. В целом возможно ли максимально совместить все те интересные программы, технологии, которые реализуются системой образования в направлении профориентации, с возможностями системы учреждений, подведомственных минсоцдему? – задалась вопросом Татьяна Писарева. Кристина Кузьмина заверила, что минобр готов к взаимодействию.
«Главное, что мы сегодня увидели, посетив конкретное предприятие, – это то, с какой теплотой, с каким энтузиазмом его сотрудники, включая руководителя, рассказывают о своей работе. Это очень много значит. Думаю, эта встреча будет иметь результат как минимум в виде налаженных контактов данного предприятия с учреждениями профессионального образования», – подвела итоги выездного заседания Светлана Полдамасова.
Фотоотчет о мероприятии размещен в рубрике «Фоторепортажи»







