Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru



«Ранения бывают не только телесные, но и душевные»
2 октября 2023 г. состоялось совместное заседание комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам суверенитета, патриотическим проектам и поддержке ветеранов и двух профильных комиссий Общественной палаты Самарской области: комиссии по демографической и семейной политике, делам ветеранов и инвалидов и комиссии по социальной политике, здравоохранению, здоровому образу жизни и спорту. Участники заседания обсудили возможности повышения эффективности межведомственного взаимодействия в сфере психологической поддержки ветеранов СВО и членов их семей.
По мере того, как все больше участников специальной военной операции возвращается к обычной жизни, все заметнее становится проблема их адаптации. «Наша цель – поддержка участников СВО и их семей. Сегодня встал вопрос о необходимости разработать «дорожную карту» для родственников, столкнувшихся с неадекватным поведением близких – участников боевых действий. В ситуации возникновения пагубных пристрастий члены семей становятся созависимыми, и важно оказывать помощь не только самому бойцу, но и семье в целом», – отметила заместитель председателя профильной Комиссии ОП РФ, руководитель АНО «Комитет семей воинов Отечества Самарской области», директор по развитию общественного культурно-социального фонда «Звезда и Лира» Екатерина Колотовкина.
«Ранее существовала система так называемых лечебно-трудовых профилакториев. Сегодня ее нет, но какая-то система работы с семьями, столкнувшимися с подобной проблемой, должна быть сформирована. Отдельные, причем значимые, элементы этой системы, конечно, есть: но не отлажен механизм информационной поддержки, не распространяется в достаточной мере информация о том, какие меры поддержки, возможности есть в обществе для оказания помощи людям, которые оказались в подобной ситуации. Мы находимся в переходном периоде, когда начинают проявляться «язвы общества», и с ними надо научиться работать», – подчеркнула председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по демографической и семейной политике, делам ветеранов и инвалидов, директор Благотворительного фонда «Радость» Светлана Полдамасова.
«Первая концептуальная проблема, которая стоит перед нами, заключается в том, что мы порой ставим знак равенства между мотивацией, устремленностью и желанием активно действовать со стороны родственников, супругов и желаниями и мотивацией самого человека, – обратил внимание председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по социальной политике, здравоохранению, здоровому образу жизни и спорту, главный врач ГБУЗ «Самарский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики» Александр Муравец. – К сожалению, зачастую люди с подобной проблемой сами это проблемой не считают. Разные люди имеют разный реабилитационный потенциал: кто-то готов на многое, кто-то на малое, кто-то ни к чему не готов. Поэтому нужно предложить некий спектр, комплекс услуг, рассчитанный на клиентов с разным реабилитационным потенциалом. При этом должны быть предусмотрены и некие ступени для движения вверх: с тем, чтобы реабилитационный потенциал человека постепенно повышался. Обычно в этой работе не создаются селективные, дифференцированные группы. Но в данном случае ситуация особая: люди имеют совершенно специфический, травматический, драматический опыт участия в боевых действиях, которым они, возможно, хотели бы и должны поделиться, что будет являться лечебным фактором, – поэтому, наверное, будет оправданным создание специальных групп. Помимо представителей профильных органов власти и государственных учреждений, мы пригласили сегодня к дискуссии представителей различных общественных организаций, работающих с людьми, имеющими проблемы с алкоголем и психоактивными веществами».
По мнению директора Самарской региональной благотворительной общественной организации «Реабилитация наркозависимых» («Ремар») Александра Березовского, основная проблема заключается в том, что в настоящее время созданы локации, куда участники боевых действий и члены их семей могут обратиться за помощью, но люди не обращаются. «Мотивационные усилия со стороны общества и государства не работают. Встает вопрос о том, как активировать созданный ресурс. Есть давно опробованный механизм аутрич (обозначает работу по достижению и поддержанию контакта с потребителями наркотиков в местах, удобных для самих потребителей): это когда мы не ждем, что к нам придут, а сами идем к тем людям, которые по нашим оценкам являются группой риска. Создание аутрич-команд на сегодняшний день станет очень важным и своевременным решением. Такие консультанты способны выстраивать диалог и обладают набором компетенций, чтобы мотивировать человека вступить в группу. Многие отказываются от помощи, не считая, что они в ней нуждаются, и чтобы преодолеть это сопротивление, нужно выстроить межличностный диалог. Это консультации «равный равному». Можно привлекать к работе в аутрич-командах тех, кто имеет опыт участия в боевых действиях, но не находится внутри данной проблемы, а также женщин, которые уже пережили подобное в семье», – считает Александр Березовский. При этом нужно учитывать, что у тех, кто возвращается из зоны боевых действия, возникают психологические проблемы очень разного профиля: эксперты говорят о том, что посттравматическое стрессовое расстройство подтверждается и диагностируется только в 40% случаев; в остальных случаях речь идет об иных различных расстройствах личности, возникающих в результате стрессовых факторов. Кроме того, те, кто уже имеет опыт употребления в прошлом, оказавшись в стрессовой ситуации, вновь прибегают к знакомому способу снятия стресса.
«Во-первых, действительно, нужно снять стресс, во-вторых, вернувшись, человек, который был постоянно чем-то занят, оказывается предоставлен самому себе, у него появляется много свободного времени. Мы предлагаем различные виды занятости и проведения досуга, но большинство тех, кто приходит в отпуск, отказываются, объясняя это желанием побыть с семьей, – рассказала заместитель министра социально-демографической и семейной политики Самарской области, руководитель департамента по делам инвалидов и организации социального обслуживания Оксана Щербицкая. – Если проблема уже есть, нужен кто-то социально значимый, кто может повлиять и замотивировать на начало лечения. При этом важна работа на опережение с семьей: надо предупредить супругу, с чем она может столкнуться, познакомить с симптомами, маркерами негативного проведения и рассказать о том, что нужно делать, когда оно проявится». Тех, кто столкнулся с проявлением агрессии в семье, готовы принять в социальной гостинице в Самаре (рассчитана на 110 койкомест). Кроме того, из бюджета региона выделяются субсидии двум некоммерческим организациям, оказывающим подобные услуги: центру «Дом для мамы» и Центру социальной помощи женщинам «Ты не одна», куда также можно обратиться. «Но недостаточно просто предоставить временное укрытие женщине и детям. Параллельно нужно работать и с семьей, и с мужчиной: в «дорожной карте», о которой мы сегодня говорим, необходимо отразить межведомственное взаимодействие между социальными учреждениями и учреждениями здравоохранения, наркологической службой», – подчеркнула Оксана Щербицкая.
В Самарском областном клиническом наркологическом диспансере открылся кабинет профилактики наркологических заболеваний, куда могут обращаться за бесплатным медико-психологическим консультированием участники СВО. «Это комплексный подход: медицинская и психологическая помощь, – рассказал заведующий отделением, психиатр-нарколог Алексей Фролов. – Но к нам чаще приходят, когда болезнь зашла слишком далеко, уже сформировалось хроническое психическое расстройство. За психологической помощью обращения единичны».
«Мы провели огромное количество консультаций, выходов, работаем в группах, но проблема алкоголизации не была озвучена как проблемная зона ни на одной из консультаций или встреч ни одной из сторон: ни со стороны мужчин, ни со стороны женщин, – заметила директор ГКУ СО «Областной центр социальной помощи семье и детям» Ольга Кулькова. – Для нашего общества характерно жертвенное отношение женщины к самой себе, мы не любим, не умеем выносить сор из избы. Нужно мотивировать женщин на обращение за профессиональной помощью. Женщина должна понимать, что это проблема общества, а не ее личная проблема. И, конечно, одновременно надо работать с мужчиной: не всегда это муж, – может быть и брат, и отец. Здесь основой конструкции должна стать технология «равный равному»: важно, когда к мужчине приходят те, кто сам прошел трудный путь и осознает сложность выхода из ситуации, – им больше доверяют, их больше слушают. Очень важна роль общественных организаций. Распад семьи катастрофичен для детей, и недопустим в нашей демографической ситуации».
Случаи распада семей, проявлений агрессии со стороны вернувшихся с территории проведения специальной военной операции мужчин, действительно учащаются, подтвердила руководитель регионального штаба Комитета семей воинов Отечества Хабаровского края Ульяна Ногослаева, принявшая участие в заседании в режиме видеоконференцсвязи. «Вернувшиеся бойцы ощущают себя здесь чужими. Работать надо со всем обществом, которое сегодня разделено на тех «кого коснулось», и кого нет», – выразила уверенность руководитель регионального Комитета семей воинов Отечества во Владимирской области Анастасия Калачева.
В работе с семьями – жены часто не готовы к тому, что их близкий человек приходит из зоны боевых действий совершенно другим, – важна духовная составляющая, считает учредитель Благотворительного фонда «Вольга», представитель АНО «Комитет семей воинов Отечества Самарской области» Ольга Суркова: «В нашем обществе сложилось в целом негативное отношение к службам психологической помощи. А вот духовная поддержка со стороны священников не отрицается».
«Важно информирование. Нужно достучаться и до семей, которые находятся в созависимости, и до самих участников боевых действий», – согласился руководитель отдела по социальному служению и церковной благотворительности Самарской Епархии Русской Православной Церкви Алексей Гладун, предложив создать на базе приходов мотивационные центры и подготовить священнослужителей, прежде всего, из числа тех, кто сам побывал в зоне СВО.
«Армия – это четкая иерархия. Майор не будет слушать девочку-психолога, но он будет говорить с батюшкой, участниками других локальных войн, которые тоже, скорее всего, все это пережили. А жена афганца наверняка сможет подсказать молодой жене мобилизованного, как семье выйти из сложившейся ситуации. Надо привлекать этих людей, – считает Екатерина Колотовкина. – Но главное – чтобы решить проблему, нужно осознать, что она существует, говорить о ней. Возможно, стоит разработать видеоуроки, методические пособия».
Свои программы готовы предложить общественные организации, специализирующиеся на работе с группами риска.
Чаще всего жертвами семейных конфликтов становятся женщины, но и случаи, когда женщина сама является источником проблематики в семье, совершает провокационные поступки – тоже не редкость.
«Родственники не понимают, что домой вернулся другой человек, и не готовы его воспринимать. В это время прорываются моменты, которые накопились «до»: мужчина по-другому на них реагирует, начинает «прятаться», а женщина назначает себя жертвой. Возникает конфликт ожиданий. Поэтому специалистам нужно продумать профилактику возвращения мужчины домой, алгоритм действий для членов семьи», – отметила главный врач ЧУЗ «Клиническая больница «РЖД-Медицина» города Самара» Наталья Новасардян.
О том, как много зависит от женщины, рассказала в ходе заседания Лариса Худошина – супруга кадрового военного, вынужденного заново учиться жить после тяжелого ранения. Перестроиться и научиться жить по-новому в таких случаях должна вся семья, уверена Лариса Худошина: важно поддерживать, но не жалеть, порождая у мужчины жалость к самому себе. Если же речь идет об отпуске, то в этот период именно жена и дети должны «нагрузить» главу семейства интересной и полезной деятельностью, за которой не останется времени для негатива.
Бывший военнослужащий ЧВК «Вагнер» Илья Русинов, получивший ранение позвоночника и одновременно перенесший тяжелое инфекционное заболевание, также уверен, что выжил и встал на ноги во многом благодаря своей супруге. «В мирной жизни нет адреналина, который испытываешь там. Здесь тишина, ты будто оглох, и нет никого, кто мог бы понять», – рассказывает о пережитых ощущениях боец. Спасение он и его товарищи нашли не только в семье, но и в работе: бывшие военнослужащие организовали центр военно-патриотического воспитания «Звено», и теперь постоянно заняты, чувствуя, что делают общее большое дело.
«Ранения бывают не только телесные, но и душевные. Уверена, что когда наши ребята вернутся с Победой, мы поможем залечить их раны. Поддержим семьи, будем вместе восстанавливать и адаптировать наших защитников: совместными усилиями профильных органов власти и общественных институтов постараемся разработать специальную программу, которую можно было бы включить в большой проект «Возвращение», реализуемый сегодня на территории Самарской области», – подвела итоги обсуждения Екатерина Колотовкина.