Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
УК Самарской области вновь обменялись опытом и предложениями по решению вопросов сферы ЖКХ
15 ноября 2023 г. на площадке РЦ «Мой бизнес» состоялся V Форум управляющих компаний в сфере ЖКХ Самарской области.
«Уже в пятый раз по инициативе Общественной палаты региона, поддержанной участниками рынка, мы собираем на одной площадке представителей управляющих компаний, предоставляя возможность обменяться опытом, мнениями, обсудить насущные вопросы сферы управления многоквартирными домами. Проблемных вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства очень много, большинство из них нельзя решить здесь и сейчас, но над поиском решений необходимо работать», – подчеркнул модератор Форума, председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ и дорогам, руководитель Регионального центра «ЖКХ-Контроль» Виктор Часовских.
Речь идет об одной из самых сложных сфер, которая, к сожалению, на протяжении многих лет является источником социального напряжения, для чего есть различные причины, начиная с того, что законодательство, регулирующее данную сферу, чрезвычайно запутано, а у собственников отсутствуют как ответственность за содержание общего имущества, так и возможность реально влиять на ситуацию, напомнила в своем приветственном видеообращении к участникам Форума заместитель председателя комитета Государственной Думы ФС РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева. Эти проблемы осознают все. Законодательные изменения должны приниматься с учетом мнения бизнеса, и в профильном комитете Госдумы ждут предложения от участников рынка, заверила Светлана Разворотнева.
Управляющие компании заинтересованы в том, чтобы у них в управлении было достаточное количество домов, чтобы работа шла планово, в спокойном режиме. Чтобы первое обращение любого жителя по любому вопросу, связанному с жилищно-коммунальной сферой, поступало не в адрес надзорных органов, а в адрес председателя совета многоквартирного дома, УК необходимо выстраивать конструктивные взаимоотношения с председателями советов МКД, и помочь в этом должен взвешенный и адекватный договор управления домом, уверен Виктор Часовских. В Самарской области при участии Общественной палаты, Самарской Губернской Думы, специалистов Госжилинспекции региона и Регионального центра «ЖКХ-Контроль» разработан модельный договор управления МКД. Те управляющие компании, которые приняли данный документ за основу, уже не раз могли оценить его преимущества, отмечают общественники. Например, летом этого года, когда были внесены изменения в законодательство в части обслуживания ВДГО и ВКГО: поскольку данный договор уже предусматривает эти позиции, проведение общих собраний по внесению изменений в договор управления не требуется. Как отметил Виктор Часовских, рабочая группа, призванная актуализировать модельный договор в соответствии с постоянно меняющимся законодательством, продолжает свою деятельность.
В настоящее время наблюдается тенденция к унификации документов в сфере управления МКД, и на опыт Самарской области по разработке модельного договора управления на федеральном уровне обратили внимание, подчеркнул заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ и дорогам, генеральный директор Ассоциации НП СРО «Поволжский межрегиональный центр регулирования деятельности в сфере ЖКХ» Игорь Косилов. Сегодня рабочая группа собирает предложения по совершенствованию данного документа, и управляющим компаниям предлагают внести свою лепту в эту работу. «В таком случае модельный договор в равной степени учтет интересы всех сторон и будет способствовать эффективной работе», – считает Игорь Косилов.
«Создание здоровой атмосферы в общении с собственниками – залог того, что находящийся в управлении дом не уйдет к другой компании. Мы рекомендуем управляющим компаниям не ждать активности от муниципалитетов, а самим выходить с инициативой проведения общих собраний по вопросам создания советов МКД в тех домах, где такие советы еще не созданы. Рекомендуем создавать чаты председателей советов домов и проводить регулярные встречи с председателями советов, чтобы оперативно доводить до них информацию», – заметил Виктор Часовских, акцентировав в своем выступлении внимание на тех вопросах, по которым в обязательном порядке должно происходить регулярное взаимодействие УК с председателями советов МКД. Один из таких вопросов, способствующий повышению доверия к УК со стороны собственников жилья, – регулярный отчет о расходовании средств по строке «содержание и текущий ремонт». Специалисты Регионального центра «ЖКХ Контроль», в свою очередь, готовы осуществлять консультационную поддержку председателей советов домов: в частности, по вопросам проверки смет на текущий ремонт общего имущества МКД.
Учитывая то, что люди чаще всего судят об управляющей компании по тем специалистам, с которыми больше всего сталкиваются, – диспетчерам дворникам, слесарям, – руководству УК очень важно также работать со своим персоналом. Сотрудники управляющих организаций должны быть не только хорошими специалистами (в идеале – сдать экзамен и получить квалификационные аттестаты, что сегодня можно сделать на бесплатной основе), но и уметь общаться с людьми, выстраивать корректный диалог. К слову, помочь в повышении профессиональной квалификации, подготовке и переподготовке сотрудников управляющих организаций в сфере ЖКХ готовы в ГАУ СО ДПО «Квалификационный Центр ЖКХ и энергетики». Заместитель директора учреждения Анна Сидорова представила участникам Форума основные программы и направления, по которым работает центр.
В качестве приглашенного эксперта в рамках Форума выступил исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль», член Общественного совета Министерства строительства РФ Сергей Сохранов. Стоит отметить, что НП «ЖКХ Контроль» на федеральном уровне уже в течение нескольких лет не реже чем раз в полугодие формирует «рейтинг проблем ЖКХ», основанный на анализе обращений граждан, поступающих в приемные региональных центров партнерства. Сергей Сохранов в своем выступлении остановился на тенденциях данного рейтинга, а также на уже вступивших в силу и только планируемых к принятию новеллах законодательства в сфере ЖКХ и управления МКД. В частности, по утверждению экспертов, грядут существенные изменения в отношении регулярного проведения обследований технического состояния многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта.
Представитель АО «Банк ДОМ.РФ» Наталия Синицына (г. Москва) рассказала участникам Форума о перспективных банковских продуктах для управляющих компаний и собственников жилья. Компания «ДОМ.РФ» сегодня является финансовым институтом развития в жилищной сфере, оператором ряда государственных программ поддержки. Банк включен в перечень уполномоченных банков, которые могут обслуживать участников системы капитального ремонта, и нацелен на создание специализированных продуктов для управляющих организаций в сфере ЖКХ. «Банк ДОМ.РФ планирует в ближайшее время стать лучшим банком для ЖКХ. Мы заинтересованы в обслуживании управляющих организаций, в развитии нашего партнерства по всем видам продуктов и открыты для предложений», – заключила Наталия Синицына.
В рамках Форума представители управляющих компаний получили возможность задать интересующие их вопросы заместителю руководителя Государственной жилищной инспекции Самарской области Евгению Федюкину. И таких вопросов оказалось немало.
Особое место среди проблемных вопросов, с которыми сталкиваются в своей работе управляющие организации, занимают вопросы взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями. В период подготовки к отопительному сезону эти проблемы усугубляются, обратил внимание президент Клуба директоров управляющих компаний Самарской области Владимир Морозов, призвав саморегулируемую организацию управляющих компаний и Госжилинспекцию объединить усилия в поиске решения наболевших вопросов и предотвращения ситуаций, когда ресурсники предъявляют к УК чрезмерные требования.
Ассоциация «Некоммерческое Партнерство Саморегулируемая организация «Поволжский межрегиональный центр регулирования деятельности в сфере ЖКХ» выступает одним из соорганизаторов ежегодного областного Форума УК. В настоящее время управляющие компании – члены СРО представлены во всех городских округах Самарской области: это 71 УК, обслуживающая более 50% всех площадей МКД в регионе. В рамках деятельности СРО разработан, сформирован и принят в работу членами СРО Стандарт управления недвижимым имуществом Самарской области, созданы специализированные органы для осуществления контроля за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил деятельности организаций в жилищной сфере. На базе СРО работает экспертная (конфликтная) комиссия в целях оперативного разрешения разногласий и предварительного рассмотрения споров между участниками рынка. Развивается медиативное разрешение споров между членами СРО и собственниками жилья. В планах, усиление работы по разрешению спорных ситуаций, возникающих между управляющими и ресурсоснабжающими организациями, отметил Игорь Косилов.
По итогам Форума принято решение о создании рабочей группы, в состав которой войдут представители всех заинтересованных сторон – профессиональных участников рынка управляющих организаций в сфере ЖКХ, контрольно-надзорных органов, институтов общественного контроля. Задачей рабочей группы станет рассмотрение проблемных вопросов сферы ЖКХ, выработка предложений (в том числе законодательных) в русле сбалансированного учета интересов всех участников рынка и собственников жилья.