Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru



За взаимными претензиями УК и ресурсников не должны потеряться интересы жителей
12 декабря 2023 г. участники круглого стола комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и дорогам обсудили проблемные вопросы, связанные с начислением платы за электроэнергию на содержание общедомового имущества многоквартирного дома.
«По данному вопросу в профильную комиссию Общественной палаты, в Региональный центр общественного контроля «ЖКХ-Контроль» поступает большое количество обращений. Понимаем, что каждый случай надо рассматривать индивидуально, но некоторые ситуации, некоторые цифры действительно удивляют. Часто жители жалуются на то, что размер платы существенно возрастает после установки общедомовых приборов учета электроэнергии. Очень много люди задают уточняющих вопросов, поскольку нет представления о том, как именно рассчитывается потребление и осуществляется начисление. Хотелось бы разъяснить собственникам, почему могут возрастать суммы в квитанциях, куда можно обратиться. Всегда подчеркиваем, что Общественная палата готова выступать диалоговой площадкой, на которой мог бы вестись поиск путей решения конкретных проблем», – отметил, открывая дискуссию, заместитель председателя комиссии Игорь Косилов.
Как пояснил начальник управления реализации электроэнергии АО «СамГЭС» Евгений Завалищин, компания начала в 2021 году масштабную работу по установке общедомовых приборов учета в рамках исполнения Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации», которым ответственность и обязанность по установке общедомовых приборов учета была возложена на гарантирующих поставщиков. Разработана инвестпрограмма, в соответствии с которой в течение 2021 года такие счетчики были установлены в 2,5 тыс. домов. Сегодня работа продолжается в чуть меньших объемах (в соответствии с утвержденным и согласованным с минэнерго план-графиком).
Зоной ответственности гарантирующих поставщиков стала и установка индивидуальных «умных» приборов учета: устанавливаются такие приборы отдельным потребителям, если истек срок межповерочного интервала, или если счетчик вышел из строя по тем или иным причинам. В течение 2022-2023 гг. заменено уже порядка 100 тыс. индивидуальных приборов учета. Общее количество потребителей – физических лиц, проживающих в многоквартирных домах в зоне ответственности АО «СамГЭС», – более 382 тыс. В 2024 году в г.о. Самара будет установлено еще порядка 40 тыс. «умных» индивидуальных приборов учета. При этом 24 тыс. абонентов на данный момент вообще не имеют индивидуальных счетчиков (в таком случае расчет производится по нормативу).
Установка общедомового прибора учета влечет за собой иной порядок расчетов за электроэнергию на содержание общедомового имущества многоквартирного дома (так называемые «общедомовые нужды» – ОДН), и в 2021 году гарантирующие поставщики действительно фиксировали рост числа обращений, рассказал Евгений Завалищин. Расчет по общедомовому прибору учета подразумевает учет всей потребленной электроэнергии в доме. До момента установки общедомовых счетчиков в Самаре расчет платы за ОДН мог осуществляться только по приборам учета, фиксирующим электроэнергию, затрачиваемую на освещение мест общего пользования, и счетчикам на лифтах: таким образом, учитывалось не все потребление. Сегодня АО «СамГЭС» уходит от этой практики, оприборивая многоквартирные дома полностью. Действительно, многие жители после установки общедомовых приборов учета увидели увеличение начислений, но в то же время во многих МКД начисления уменьшились в сравнении с начислениями по нормативу. И в целом по Самаре всплесков входа в сеть не зафиксировано, общего роста суммы начислений нет, уверяет Евгений Завалищин, подчеркивая: суть вопроса не в повышении платы за электроэнергию, а в том, что должен оплачиваться фактический объем потребления.
По оценкам представителей АО «СамГЭС», проблемы в виде существенного роста суммы платежей «выстрелили» примерно в 5-6 сотнях домов. Как правило, это старый жилой фонд, где еще на этапе строительства закладывался ввод электроэнергии в квартиры в обход индивидуальных приборов учета, обратил внимание Евгений Завалищин. Теперь после установки общедомовых приборов в таких случаях по стояку фиксируется рост, который не покрывается индивидуальным потреблением: разница начисляется в адрес управляющих организаций, которые, в свою очередь, производят начисление в адрес собственников.
По мнению экспертов, решить проблему позволило бы единомоментное оснащение всех потребителей «умными» индивидуальными приборами учета – это сделало бы схему максимально прозрачной, понятной. Но, к сожалению, на практике это практически неосуществимо; тем более, что многие потребители сами не заинтересованы в установке «умных» счетчиков.
Уверенность в том, что добросовестные потребители вынуждены покрывать долги неплательщиков (тех, кто не подает показания индивидуальных приборов учета), вызывает нешуточный накал страстей. Энергетики уверяют, что это не так: ведь рано или поздно до прибора учета неплательщика они доберутся, показания снимут и сделают перерасчет с учетом всего реального долга, а до поры до времени при отсутствии показаний плата начисляется таким потребителям «по среднему». Однако, получается, что, пусть «до поры до времени», но определенные основания переживать у соседей должников все же есть. Для управляющих организаций такие граждане тоже становятся серьезной головной болью. Но как найти на них управу? Поскольку не секрет, что самыми злостными неплательщиками становятся вовсе не самые обездоленные, решение проблемы, скорее всего, надо искать в законодательной плоскости.
Порядка 5 тыс. обращений в ГЖИ ежегодно касаются вопросов начисления платы за различные жилищно-коммунальные услуги, из них примерно 30% касается ОДН, и весомая часть этих обращений приходится именно на электроснабжение, заметил начальник отдела надзора в сфере платежей управления надзора за соблюдением законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства государственной жилищной инспекции Самарской области Алексей Крючков. По итогам работы ГЖИ за 2022 год по плате за электроэнергию на содержание общедомового имущества МКД было произведено перерасчетов на сумму порядка 2 млн рублей. В этом году начались корректировки платы, и в ГЖИ отмечают рост количества обращений. «Чтобы не было корректировок, общее собрание собственников должно принять решение о том, чтобы начисления производились по приорам учета, то есть по фактическому потреблению», – подчеркнул Алексей Крючков. Проблемы возникают потому, что с УК снята ответственность: они теперь не покрывают ресурсникам образующуюся разницу, а производят начисления собственникам жилья. Это лишило УК стимула работать с энергокомпаниями, считают эксперты. По сути, нет и механизма, стимулирующего ресурсоснабжающие организации снижать общедомовое потребление. Все решения, по мнению Алексея Крючкова, должны приниматься на уровне законодательства: нужно вносить изменения в действующие нормативно-правовые акты, чтобы защитить интересы добросовестных собственников жилья.
В ходе обсуждения за круглым столом представители управляющих организаций озвучили свои вопросы (и претензии) представителю АО «СамГЭС».
По ряду озвученных вопросов продвинуться на пути поиска решения удалось тут же. Энергетики стараются идти навстречу управляющим организациям, понимая, что за УО стоят жители, заверил Евгений Завалищин.
При этом позиция большинства представителей управляющих организаций, принявших участие в заседании, заключается в том, что все моменты, связанные с начислением платы за электроэнергию на содержание общедомового имущества многоквартирных домов, должны взять на себя ресурсоснабжающие организации, полностью исключив УК и ТСЖ из этой цепочки. Но пойдет ли по такому пути законодатель? Да и ресурсники это предложение вряд ли поддержат. УК – худший плательщик из всех категорий: процент сбора по ним составляется порядка 90-92%, заявил Евгений Завалищин, но самостоятельно разбираться с долгами тысяч абонентов ресурсоснабжающие организации вряд ли захотят.
Взаимных претензий у управляющих и ресурсоснабжающих организаций накопилось немало. Последние, очевидно, находятся в объективно более сильной позиции. По мнению общественников, в любом случае на рынке ЖКХ нужно наводить порядок, усиливать контроль: и государственный, и общественный. А во главе угла должны быть интересы добросовестных потребителей услуг.
«Мы рассчитываем на то, что по нашей инициативе в феврале 2024 года при Самарской Губернской Думе начнет на постоянной основе работать рабочая группа по совершенствованию законодательства в сфере управления МКД и капремонта. Будем готовить законодательные инициативы. Все встречи, которые проходят за круглым столом на площадке Общественной палаты показывают: законодательство в сфере ЖКХ требует системного, комплексного пересмотра, а не точечных изменений», – резюмировал Игорь Косилов.