Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Современная школа – эффективная образовательная среда
24 января 2024 г. члены комиссии Общественной палаты Самарской области по образованию, науке и молодежной политике в рамках выездного заседания посетили третий корпус ГБОУ СОШ «Образовательный центр «Южный город». Совместно с членами комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке и представителями общественной комиссии по образованию члены палаты обсудили вопросы реализации мероприятий государственной программы Самарской области «Строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных организаций и их инфраструктуры на территории Самарской области» до 2026 года.
Южный город – масштабный проект комплексного развития территории, огромный микрорайон, выросший за последние годы на левом берегу реки Самары. Территориально Южный город относится Волжскому муниципальному району Самарской области, но по сути является южной окраиной областной столицы.
Как рассказал директор ГБОУ СОШ «ОЦ «Южный город», победитель конкурса «Учитель года России-2013» Владимир Кильдюшкин, Образовательный центр микрорайона сегодня – это 9 детских садов (4 тыс. воспитанников), 3 школы (6,5 тыс. учащихся) и центр дополнительного образования (обучаются 4,5 тыс. детей).
Третий корпус школы Образовательного центра был открыт 1 сентября 2023 года. В целом он возведен по тому же проекту, что и первые два корпуса, но, конечно, имеет свои определенные конструктивные отличия.
Участники заседания прошлись по этажам новой школы (помещения оборудованы лифтами, подъемниками для маломобильных граждан), просторным современным коридорам и кабинетам, осмотрели обеденный зал, спортивный и тренажерный залы старшей школы (для крыла начальной школы – отдельный вход, свой обеденный и спортивный залы), актовый зал и мастерские.
Актовый зал в новом корпусе общий для младшей и старшей школы: всего 380 посадочных мест. Уже в четвертый раз в Образовательном центре в этом году пройдет фестиваль «Театральная весна», в котором принимают участие сотни детей, на сцену выходят даже родители и педагоги. Детские театральные коллективы выезжают на гастроли. Так, успешно идет постановка, посвященная детям блокадного Ленинграда.
Общее количество посадочных мест обеденных залов третьего школьного корпуса – 450. Между двумя современными, ярко оформленными обеденными залами находится кухня. Повара – сотрудники комбината школьного питания, но все завтраки, обеды и полдники (в школе организована работа групп продленного дня) готовятся на месте: никаких полуфабрикатов, заверил Владимир Кильдюшкин. За работой столовой осуществляется постоянный родительский контроль.
У нового корпуса есть полноценный стадион: футбольное поле с искусственным покрытием, волейбольная площадка, беговые дорожки, площадки для сдачи норм ГТО и для НВП. Зимой здесь проходит лыжная подготовка: ботинки и лыжи учащиеся могут принести свои, а могут воспользоваться школьным спортивным инвентарем. В большом универсальном спортивном зале летом этого года должны оборудовать скалодром. В первом и втором корпусах Образовательного центра скалодромы уже есть, и, по словам педагогов, они пользуются большой популярностью у школьников.
К слову, в школе Образовательного центра «Южный город» трудятся порядка 400 педагогов, включая коррекционных педагогов (в школе функционируют ресурсные классы). Общая численность сотрудников Образовательного центра – около 1200 человек, из них порядка 750 человек – педагогические работники.
Во всех трех школьных корпусах Образовательного центра оборудованы мастерские. Общественники осмотрели кабинет кулинарии и мастерскую, на базе которой реализуется модуль обработки материалов учебного предмета «Технология» (помимо работы с материалами здесь реализуется проект «Дети фронту»: после уроков ребята изготавливают тактические носилки). Как рассказали педагоги, в обоих классах по желанию могут заниматься как мальчики, так и девочки с 5 по 9 класс.
В фойе школы уже начал работу небольшой музей: экспозиция пока только формируется. Принцип открытых музеев реализуется во всех трех школьных корпусах Образовательного центра, отметил Владимир Кильдюшкин. В музее первого корпуса работает экспозиция, посвященная истории мировых войн: в прошлом году этот музей был отмечен грантом на реализацию музейной деятельности, став одним из лучших школьных музеев ПФО. Во втором корпусе экспозиция посвящена истории локальных конфликтов. Музейная композиция третьего школьного корпуса будет полностью посвящена СВО: уже установлена Парта Героя; многие экспонаты передают родители учеников – участники СВО.
При строительстве новой школы нет возможности заказать мебель и оборудование для школьного музея: соответствующий раздел просто не предусмотрен в перечне средств обучения и воспитания, обратил внимание Владимир Кильдюшкин. То же касается и пополнения фондов школьных библиотек художественной литературой: к средствам обучения и воспитания относится только учебная литература.
Еще одна проблема касается функционирования медицинских блоков в общеобразовательных учреждениях. У школ возникают проблемы с лицензированием медкабинетов. Не говоря уже о том, что для всех школ сегодня актуален вопрос наличия медработников.
Все озвученные проблемы депутаты и общественники обещали взять в проработку. В целом участники заседания отметили, что впечатления от увиденного весьма благоприятные.
«Главное, что средства на ремонт и обновление, а также строительство детских садов, школ, техникумов и колледжей в последние годы выделяются на регулярной основе. Это крайне важно», – прокомментировала член комиссии Общественной палаты Самарской области по образованию, науке и молодежной политике Наталья Идиятулина.
Школа в Южном городе стала одной из первых школ, построенных в регионе в рамках государственно-частного партнерства: в соответствии с концессионным соглашением. Эта форма договора помогает снизить нагрузку на бюджет, при этом школа является собственностью региона, подчеркнула главный консультант управления проектов государственно-частного партнерства в социально-культурной сфере министерства экономического развития и инвестиций Самарской области Марина Сутягина.
Всего в соответствии с поручением Президента Российской Федерации о строительстве в стране до 2025 года 1300 новых школ, Министерством просвещения РФ подтверждено предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию 6 концессионных проектов строительства школ в Самарской области общей мощностью 5575 ученических мест. На сегодняшний день заключены концессионные соглашения о создании школ в городских округах Самара, Тольятти, муниципальном районе Волжский, ведутся проектирование и строительно-монтажные работы. И если школа микрорайона «Южный город» (м.р. Волжский) мощностью 1500 мест (третий корпус) уже введена в эксплуатацию в 2023 году (концессионное соглашение было заключено в декабре 2021 года), то ввод остальных школ запланирован на конец 2024 года.
В соответствии с Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на реализацию мероприятий по строительству образовательных учреждений предусмотрены бюджетные ассигнования в размере более 2,2 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 878 млн рублей. В 2023 году были реализованы мероприятия по строительству 9 школ и 1 детского сада, из которых уже введены в эксплуатацию 3 школы на 3550 мест (в том числе третий корпус школы в Южном городе, а также школа на 1600 мест в 20 квартале Тольятти и школа на 450 мест в селе Тимофеевка Ставропольского муниципального района) и детский сад на 240 мест в Самаре. По 6 школам в Самаре, Тольятти, Сызрани строительство продолжается.
Капитальный ремонт зданий образовательных учреждений на территории региона производится с использованием трех бюджетов, при этом основное бремя ложится на бюджет области, а также федеральный бюджет. В 2023 году осуществлен ремонт в 133 зданиях образовательных организаций, в том числе в зданиях 90 школ, 42 дошкольных учреждений и 1 допобразования, сообщила руководитель управления общего образования министерства образования и науки Самарской области Татьяна Лапшова. В 2023 году все 37 муниципальных образований региона получили деньги на капремонт зданий образовательных учреждений, в 2024 средства на данные цели получат 34 муниципалитета. В рамках реализации мероприятий по модернизации школьных систем образования государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» в 2023 году капитально отремонтировано 5 зданий школ в г.о. Новокуйбышевск, г.о. Чапаевск, в с. Приволжье, в п. Суходол и в с. Челно-Вершины. В утверждении дизайнерских проектов при проведении капремонтов участвуют педагоги, родительская общественность и даже дети, подчеркнула Татьяна Лапшова. В 2024 году планируется сделать капремонт в 59 зданиях, в том числе в зданиях 33 школ и 26 учреждений дошкольного образования; в рамках федеральной программы планируется капитально отремонтировать здания 7 школ.
Общественники обратили внимание на отсутствие в федеральной программе школ областной столицы. Действительно, ни одна из школ Самары с 2021 года в программу не попала, несмотря на то, что проекты подавались. По мнению чиновников областного минобра, основная причина заключается в том, что Самара некачественно готовит проектно-сметную документацию. В этом вопросе нужно разобраться, отметили общественники.
Один из серьезнейших проблемных вопросов системы образования сегодня – кадровый голод. По ряду причин в Образовательном центре Южного города эта проблема малоощутима, однако для абсолютного большинства образовательных организаций области она по-настоящему масштабна. Период пандемии только усугубил ситуацию: многие опытные педагоги «ушли на репетиторство». Несмотря на то, что в последние годы предпринимаются попытки поиска решения проблемы кадрового дефицита в образовательных организациях, существенно продвинуться в этом вопросе не удается. А значит, и органам власти, и общественности требуется объединить усилия в данном направлении, выразили уверенность участники заседания.
«На примере этого Образовательного центра мы видим, как может и должна развиваться современная школа. Комфортные условия для учебы детей и работы преподавательского коллектива, продуманный дизайн внутреннего пространства школы и надежная система безопасности учащихся создают максимально эффективную образовательную среду для раскрытия потенциала школьников и достижения ими личностного роста. Все это стало возможным, благодаря реализации госпрограммы и грамотному руководству образовательной организации. Также хочу особо подчеркнуть, что реализация программы предусматривает тесное сотрудничество законодателей, областных и муниципальных исполнительных органов власти, образовательных учреждений и родительского сообщества. Важным аспектом является прозрачность и открытость процесса, что позволяет всем заинтересованным лицам вносить свой вклад в развитие образования в Самарской области», – подчеркнула председатель комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке Светлана Ильина, подводя итог состоявшегося выездного мероприятия.