Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Эксперты обменялись мнениями по докладу Ассоциации «НОМ» об общественном наблюдении на выборах
6 марта 2024 г. члены Общественного штаба Самарской области по независимому общественному наблюдению за выборами Президента РФ в 2024 году посетили г.о. Тольятти. На площадке школьного музея тольяттинской гимназии № 35 состоялся экспертный круглый стол, посвященный обсуждению доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Общественное наблюдение на выборах Президента России – 2024: инструменты, инфраструктура, практики». Участие в дискуссии в режиме видеоконференцсвязи приняли ведущие федеральные эксперты в сфере избирательного права, представители научного сообщества.
Основные тезисы доклада в ходе круглого стола представил член Совета по правам человека при Президенте РФ, председатель Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (г. Москва) Александр Брод.
В частности, авторы доклада констатируют, что сегодня общественный контроль на выборах, который вступил в свою активную фазу, охватывает все стадии избирательного процесса, все уровни выборов и играет заметную роль в обеспечении законности выборов. Говоря о законодательном обеспечении общественного контроля, эксперты Ассоциации отмечают, что есть еще горизонты развития этого института. В докладе также приводятся положительные практики работы институтов общественного контроля в регионах. К тиражированию предлагается такая практика, как введение уполномоченного представителя общественной палаты региона в региональную избирательную комиссию.
«Сегодня мы видим высокую степень готовности регионов к предстоящему трехдневному голосованию. В настоящее время идет мониторинг агитационной кампании, досрочного голосования (в тех регионах, где оно проводится, и за рубежом). Сложившийся за последние годы инструментарий общественного контроля достаточно богат: мониторинг открытых источников, документов политических партий и избирательных комиссий, работа через «горячие линии» с обращениями граждан, разбор проблемных ситуаций и, конечно, экспертная правовая оценка всего потока информации, поступающей из различных источников. В дни голосования мы, конечно, столкнемся с большим количеством фейков. Наша задача – перепроверять всю поступающую информацию и профессионально, четко доводить до общества объективную картину происходящего. Работа электорального эксперта максимально публична, непартийна, основана на строгих научных подходах и очень важна для формирования объективного, достоверного, правового представления об избирательном процессе», – подчеркнул Александр Брод, напомнив, что в дни голосования вся информация от регионов будет стекаться в НОМ и отражаться на сервисе «Карта сообщений о ходе выборов в Российской Федерации».
«Обсуждаемый доклад демонстрирует традиционно высокое качество правовой и организационной работы», – констатировал ведущий эксперт НИУ ВШЭ, член Общественной палаты Московской области Иосиф Дискин, со своей стороны, обратив внимание на два вопроса, «которые пока не очень обсуждаются в сообществе, но имеют очень важное значение». «Говоря о легитимности, мы часто имеем в виду легитимность западного образца, где ключевую роль играют правовые аспекты. Но Россия – достаточно специфическая цивилизация, и исследования показывают, что для ее носителей легитимность – это, прежде всего, моральное право властвующих элит осуществлять властные полномочия. То есть для нас нравственное измерение деятельности власти гораздо более важный фактор, определяющий легитимность. В последние два года вопрос российского понимания легитимности имеет особую остроту. Специальная военная операция стала ответом высшей государственной власти на ясно выраженный нравственный запрос нашего общества. И этот ответ существенным образом повысил значение нравственного измерения всех сторон взаимодействия государственной власти и общества: общество стало гораздо острее относиться к действиям власти в ее нравственном измерении. Нравственная оценка предстоящих выборов – это ключевой вопрос. Второй момент: нужно понимать, что речь идет не только о правовой чистоте, но и об убежденности в том, что выборы – это признание со стороны нашего общества на осуществление властных полномочий со стороны властвующих элит. В этой ситуации очень значимо мнение гражданского общества: гражданских активистов, добровольцев, которые реальными делами меняют социальную жизнь. Участие гражданского общества в общественном контроле за итогами выборов – самый эффективный способ проложить дорогу к упрочению легитимности выборов, легитимности всей государственной политической системы. Это предъявляет серьезные требования к институту общественного наблюдения, которое должно быть открыто, с явной демонстрацией гражданской активности и ответственности», – прокомментировал Иосиф Дискин.
«Известно, что критериев определения легитимности нет. Но наши западные «партнеры» предложили нам следовать принципам и ценностям «легитимности», и мы тратим огромное количество времени и усилий, чтобы доказать тем, кто предложил нам этот дискурс, что мы делаем все в соответствии с этой «легитимностью». Понимая, что с их стороны речь идет только о пропаганде, мы постоянно ставим себя в положение оправдывающихся, зачем-то воспринимая предложные со стороны нарративы как некую истину, – продолжил тему сопредседатель Общественного штаба Самарской области по независимому общественному наблюдению за выборами Президента РФ в 2024 году, член Совета Общественной палаты Самарской области, председатель Общественного комитета «За честные выборы», профессор Виктор Полянский. – Выборы – это инструмент обеспечения стабильности политической жизни, обеспечения тех целей, которые ставятся в данном конкретном государстве, а не привносятся извне. Нужно для себя определить: каковы для нас критерии легитимности, в чем они выражены? Ответ очевиден: нет никаких критериев, кроме юридических». Выборы, публичная власть легитимны тогда, когда на выборы приходит и выражает свою волю большинство. Поэтому нужно добиваться высокой явки: это сужает пространство для злоупотреблений, считает Виктор Полянский.
«Кроме того, надо думать и о том, чтобы уже принятые меры по расширению зоны общественного контроля обрели должное юридическое оформление: например, в отношении общественного контроля за голосованием в местах принудительного содержания. Еще один проблемный момент – отсутствие правовых оснований для посещения мобильными группами избирательных участков: нужно совершенствовать законодательство в этом направлении. Значим также вопрос о компенсации личных затрат общественных наблюдателей: если компенсировать будет государство, это не будет означать зависимости», – отметил Виктор Полянский.
Доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Военного университета Министерства обороны РФ Михаил Полянский свое выступление в ходе круглого стола посвятил роли экспертного сообщества в обеспечении информационного сопровождения избирательной кампании. «Институт общественного наблюдения очень быстро адаптируется к правовым новеллам, проявляя способность взвешенного учета мнения гражданского общества в условиях внешних санкций, информационного противоборства», – подчеркнул эксперт, отметив «тесный контакт экспертного сообщества и наблюдателей»: учитывая уровень развития информационных технологий, сегодня «любой наблюдатель, находясь в самой отдаленной точке страны, может сообщить о возникшей проблеме и получить консультацию квалифицированного электорального эксперта».
Доктор политических наук, председатель Общественной палаты Тамбовской области Владимир Пеньков представил опыт работы общественников Тамбовской области с экспертным сообществом. Профессор кафедры конституционного и муниципального права Президентской академии (РАНХиГС) Сергей Юсов, охарактеризовав очередной доклад Ассоциации «НОМ» как «традиционно очень сильный документ», рассказал о подготовке Ростовской области к осуществлению независимого общественного наблюдения на выборах Президента РФ.
К обсуждению присоединились и другие эксперты.
«В нашем круглом столе сегодня принимает участие очень серьезный пул экспертов, – отметил модератор дискуссии, председатель Общественного штаба Самарской области по независимому общественному наблюдению за выборами Президента РФ в 2024 году, заместитель председателя Общественной палаты Самарской области, член ОП РФ Павел Покровский. – Со своей стороны, мы, как люди, которые облечены «общественной властью», которые реализуют функцию общественного контроля в рамках Федерального закона об общественном контроле № 212-ФЗ, должны сработать максимально эффективно, для того, чтобы предстоящие судьбоносные для страны выборы прошли максимально прозрачно, а их итог был бы во всех смыслах легитимным».
Председатель Общественной палаты Самарской области, академик РАН Виктор Сойфер, в свою очередь, еще раз призвал жителей губернии воспользоваться своим конституционным правом и прийти на избирательные участки, чтобы проголосовать за того кандидата, который вызывает наибольшее доверие: участвуя в выборах, а значит, в формировании власти, мы имеем моральное право «спросить» с тех, кто затем будет реализовывать властные полномочия.
Общественная палата Самарской области напоминает о том, что в регионе продолжает работать Общественная «горячая линия» связи с избирателями (в рамках совместного проекта областной Общественной палаты и Нотариальной Палаты Самарской области).
Обращения принимаются по 16 марта 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (перерыв на обед с 13.00 до 14.00), а также 17 марта 2024 года с 08.00 до 20.00. Тел.: 8(846)337-75-55 и 8(846)337-76-00, e-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
. Можно также лично прийти в офис Нотариальной Палаты Самарской области по адресу: г. Самара, ул. Ленинская, 228.