Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Душа школьного музея
29 марта 2024 г. на площадке МБОУ Школа № 100 г.о. Самара имени Героя Советского Союза И.Н. Конева состоялось выездное заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по межнациональным и межконфессиональным отношениям и укреплению духовно-нравственных ценностей.
«Сегодня, когда мы говорим о необходимости бережного сохранения наших духовно-нравственных ценностей, общей истории нашей многонациональной Родины и о «возвращении воспитания в школу», на федеральном уровне дана рекомендация организовать школьный музей, музейную комнату в каждой школе. Школьные музеи призваны стать центрами патриотического воспитания и сохранения общего исторического наследия народов России. Но чем живут школьные музеи, как они развиваются, в чем видят свои перспективы, – хотелось бы услышать из первых уст», – отметила председатель комиссии Любовь Колесникова.
Самарской школе № 100 повезло: благодаря труду энтузиастов здесь созданы и функционируют два полноценных музея.
Для членов и экспертов Общественной палаты, в числе которых представители многих национально-культурных и религиозных организаций, провели небольшую экскурсию в интерьерах музея поселка Яблонька. Сами школьники рассказали гостям об истории поселка и колхоза «Искра», на месте которых в 80-е годы прошлого века возник в Самаре (Куйбышеве) Приволжский микрорайон, а одним из центров нового микрорайона стала открытая в 1985 году школа. Интересной составляющей музея является экспозиция «Русская изба»: в стилизованной «горнице» представлены предметы народного быта. Ребята из младшей школы проводят здесь для своих сверстников творческие «экскурсии в стихах», рассказывая о том, как жили наши предки, какие предметы окружали их в быту.
«Состав в поселке Яблонька был очень многонациональный. При этом исторические источники не сохранили упоминаний ни об одном межнациональном конфликте на этой территории. Многие дружили домами, семьями, и до сих пор, по прошествии десятилетий продолжают общаться, дружить», – заметила Любовь Колесникова, поблагодарив ребят за бережное, внимательное отношение к истории малой родины.
26 сентября 1986 года на базе школы № 100 открылся музей Боевой Славы 33-й стрелковой Холмско-Берлинской ордена Красного Знамени, ордена Суворова II степени дивизии. Создателем музея стал уроженец Самары (Куйбышева), ветеран Великой Отечественной войны, кавалер двух орденов Красной Звезды, журналист, фотограф, художник Михаил Матянин, прошедший с 33-й дивизией трудные дороги Второй мировой.
33-я стрелковая дивизия являлась одной из старейших дивизий Красной Армии: начало ее замечательной истории было положено еще в 1918 году – под Самарой. В марте 1944 года войска 22-й армии, преследуя с боями противника, вышли к реке Великой северо-западнее Пушкинских гор, форсировали ее и захватили плацдарм шириной до семи и глубиной до трех километров. В захвате и удержании плацдарма на реке Великой участвовали и полки 33-й стрелковой дивизии. В последующем здесь развернулись ожесточенные бои, продолжавшиеся до июня 1944 года.
Событиям мая 1944 года посвящена «жемчужина» коллекции музея, как называет ее руководитель музея Виталий Гальчук: диорама (в том числе живописное полотно 6*1,5 м), над созданием которой активисты музея – школьники и их наставники трудились почти 10 лет.
Сам музей имеет продуманную концепцию, представляя собой «бункер» времен Великой Отечественной. Эта концепция появилась в 2015 году, когда музей самарской школы № 100 одержал победу в конкурсе и был назван лучшим школьным музеем ПФО. Основная экспозиция музея – подлинные вещи, переданные ветеранами войны и их близкими, а также то, что было найдено поисковиками. Школьники начали участвовать в походах по местам боев дивизии с 1991 года. «За 14 походов мы постепенно преодолели практически весь ее путь, побывали в Берлине», – рассказывает Виталий Гальчук.
Экспонатов собрано столько, что им уже тесно в рамках одной музейной комнаты. Коридор школы украшают живописные работы, в том числе, портреты подаренные музею ветеранами. Здесь же в витрине – трофейный аккордеон, привезенный Михаилом Матяниным из Берлина, и многое другое.
«В этом музее можно говорить не только о событиях Великой Отечественной войны, но и о Пушкине, – ведь именно в пушкинских местах развернулись бои весной 1944 года, и о батальной живописи, и о многом другом. Что мы и делаем», – подчеркивает Виталий Гальчук. Важно, что и экскурсоводами музея выступают сами ребята – юнармейцы.
Общественники убедились: душа вложена не только в сам музей, но и в создание его объемного сайта, который сам, по сути, является виртуальным музеем с продуманным аудиосопровождением. Более 8 млн просмотров, 1,5 тыс. фотографий, виртуальная библиотека, включающая в себя оцифрованные тома воспоминаний ветеранов «Моя война». Интересные, наполненный сайт не только помогает решать проблему нехватки выставочного пространства для постоянно расширяющейся коллекции «реального» музея (так, в планах создание виртуальной экспозиции, посвященной СВО), но и делает музей доступным для широкого круга «посетителей». Ведь именно в этом заключается еще одна проблема школьных музеев: их экспозиции обычно недоступны для тех, кто не имеет непосредственного отношения к образовательному учреждению. В школе № 100, конечно, проводятся экскурсии для воспитанников ближайших детских садов, ребят из других учреждений. Но этого все равно недостаточно. Общественники предложили проводить в стенах музея родительские собрания.
«Наш музей имеет свою концепцию, свой стиль. Это выделяет его среди других школьных музеев, цепляет. А многие школьные музеи, к сожалению, похожи друг на друга, практически идентичны, – это неправильно», – считает Виталий Гальчук.
Предполагается, что школьные музеи должны быть площадками совместной общественной деятельности учителей, учащихся и их родителей. Но очевидно, чтобы собрать все воедино, нужен энтузиаст. И далеко не каждому школьному музею суждено найти своего «хранителя». Или хотя бы просто ответственного методиста. Ведь такая работа зачастую строится на общественных началах и, как говорится, на «голом энтузиазме». «В перечне профессий системы образования нет профессии методиста школьного музея: музейные работники относятся к сфере культуры. Если бы вопрос был решен, школьные музеи ожили бы», – уверен Виталий Гальчук. К слову, всего в Самарской области сегодня порядка 700 школьных музеев. А проблема актуальна не только для отдельно взятого региона.
По мнению членов профильной комиссии Общественной палаты Самарской области, шагом на пути к решению накопившихся проблем могло бы стать создание ассоциации школьных музеев региона. На базе общественного объединения методисты музеев могли бы поддерживать друг друга, например, помогать друг другу в прохождении курсов повышения квалификации, обмениваться знаниями, опытом, планировать совместные выставки и пр. «Просто занять ставку или создать настоящий центр патриотического воспитания – это не одно и то же, – заметил руководитель отдела религиозного образования и катехизации Самарской епархии РПЦ, помощник члена профильной комиссии Общественной палаты Самарской области митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия Алексей Беляев. – Нужно рекомендовать и поддержать создание ассоциации школьных музеев области, – закон позволяет сделать это и без образования юридического лица, – и в дальнейшем уже выступать от имени общественной структуры, объединяющей интересы всех, кто заинтересован в продвижении и развитии школьных музеев».
Музей Боевой Славы самарской школы № 100 – неоднократный победитель различных конкурсов. Год назад на федеральном уровне (Агентством стратегических инициатив) был отмечен проект музея по организации туристических образовательных маршрутов для детей. Как рассказал Виталий Гальчук, объекты маршрута были проработаны с туроператором. Для запуска проекта не хватает лишь одного – средств.
«Сегодня мы увидели потрясающий результат огромного труда, огромной исследовательской, поисковой, творческой работы. Очень важно, что эта работа настоящая, живая и эффективная. Вместе с тем, озвучен ряд проблем, с которыми сталкиваются школьные музеи. Над решением этих проблем нам нужно совместно подумать, предложить варианты выстраивания системы поддержки школьных музеев», – резюмировала Любовь Колесникова.