Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
В Самаре обсудили проект экспертного доклада НОМ по итогам президентской кампании
4 апреля 2024 г. в пресс-центре Самарского областного вещательного агентства прошло экспертное обсуждение проекта доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» «Выборы Президента РФ 15-17 марта 2024 года. Итоги общественного наблюдения».
Итоги выборов Президента Российской Федерации, состоявшиеся в марте этого года, отражают политическую волю российских избирателей, подчеркивают эксперты НОМ: о легитимности результата этих выборов однозначно свидетельствует самый высокий показатель явки на общефедеральные выборы в истории современной России, а также отсутствие значимых нарушений избирательного законодательства, открытость и транспарентность избирательных процедур.
В Самарской области итоговая явка составила 78,86 % (1,88 млн избирателей), что даже выше, чем в целом по стране (77,4%), заметил Председатель Общественной палаты Самарской области, академик РАН Виктор Сойфер.
«Выборы прошли в спокойной обстановке, все избирательные участки работали штатно. Этому во многом способствовала та большая работа, которая была проведена общественниками и организаторами выборов на этапе подготовки голосования. Взаимодействие осуществлялось, в том числе, в рамках подписанного соглашения между Общественной палатой и Избирательной комиссией Самарской области», – подчеркнул Виктор Сойфер.
По мнению экспертов, высокой явке способствовали механизмы, расширяющие возможности реализации активного избирательного права: многодневное голосование (впервые примененное на президентских выборах), голосование по месту нахождения (система «Мобильный избиратель»), возможность досрочного голосования на судах, в труднодоступной и отдаленной местности, в новых и приграничных регионах, а также дистанционное электронное голосование, применявшееся в 29 регионах. Оправдала себя и программа информирования избирателей «Информ УИК». «Члены избирательных комиссий обходили домовладения, информировали граждан о сроках голосования, напоминали адреса избирательных участков. Персональное внимание приятно избирателю, – и это тоже сыграло свою роль, – отметил Виктор Сойфер. – Люди приходили на избирательные участки с хорошим настроением, на участках царила доброжелательная атмосфера, на многих работали волонтеры».
Эксперты НОМ констатируют: важную роль в обеспечении законности и соблюдении избирательных прав граждан сыграли институты гражданского общества, создавшие общероссийскую систему общественного наблюдения, включающую в себя общественные штабы во всех регионах России. Общественный штаб Самарской области по независимому общественному наблюдению за выборами Президента РФ в 2024 году, созданный решением Совета областной Общественной палаты, осуществлял деятельность с середины декабря 2023 года. Одной из основных задач Штаба, помимо мониторинга хода избирательной кампании, организации тематических экспертных дискуссионных площадок, стала подготовка корпуса независимых общественных наблюдателей. Всего в обучающих семинарах для кандидатов в наблюдатели приняли участие более 5 тыс. жителей региона.
«Очень хорошо была организована работа в дни голосования регионального Центра общественного наблюдения. Это отметили и международные эксперты, международные наблюдатели, которые дважды посетили ЦОН. Мы со своей стороны, убедились, что люди даже из тех стран, правительства которых сегодня настроены отнюдь не дружественно к нашей стране, относятся к происходящему с пониманием, видят, как все есть на самом деле», – заметил Виктор Сойфер.
Абсолютное большинство обращений на Общественную «горячую линию» связи с избирателями, организованную в рамках совместного проекта Общественной палаты Самарской области и Нотариальной Палаты Самарской области, в этот раз касалось вопросов, связанных с организацией выборов, реализацией избирательного права, а не бытовых проблем. «Это говорит о том, что наш избиратель стал лучше понимать, что такое выборы, зачем они проводятся. На наш взгляд, выборы прошли прозрачно, их результаты в полной мере легитимны. Система подготовки общественных наблюдателей, их участие в процессе контроля за ходом голосования себя оправдали. Произошла консолидация общества, повысился уровень доверия к власти», – подчеркнул Виктор Сойфер.
«Эти выборы, безусловно, стали важнейшей вехой в общественно-политической жизни, внутри- и внешнеполитической истории нашей страны. Можно гордиться результатами той большой совместной работы, которую мы развернули не только в дни голосования, но на протяжении всей выборной кампании», – считает заместитель председателя Общероссийского общественного движения «Корпус «За чистые выборы», федеральный координатор Ассоциации «НОМ», член ОНК г. Москвы Алексей Песков (эксперт принял участие в дискуссии в режиме видеоконференцсвязи).
Ассоциация «НОМ» во взаимодействии с региональными общественными штабами по независимому общественному наблюдению за выборами осуществляла постоянный мониторинг электоральной ситуации и сегодня подводит промежуточные итоги своей работы в рамках доклада «Выборы Президента РФ 15-17 марта 2024 года. Итоги общественного наблюдения». Тезисы проекта доклада предложено обсудить общественникам в регионах.
«Многолетний опыт общественного наблюдения за избирательными процессами уверенно показывает, что уровень организации избирательных процедур в России находится на очень высоком уровне, совершенствуется система подготовки членов избирательных комиссий, растет их профессионализм. Но все же масштабное общественное наблюдение необходимо, поскольку попытки извне (со стороны коллективного Запада) повлиять на выборы, исказить их результат начали предприниматься задолго до назначения выборов. В этой ситуации общественные штабы в регионах стали эффективным заслоном от провокаций, – отметил Алексей Песков. – Общественные наблюдатели в дни голосования свою задачу выполнили качественно. Этому способствовала и постоянно развивающаяся система подготовки: сегодня кандидаты в наблюдатели осваивают основы конфликтологии, медиации, информационной безопасности; в ходе обучения используются технологии моделирования реальных ситуаций, которые могут произойти на избирательных участках».
«На цифровые сервисы Ассоциации НОМ в дни голосования поступило более 215 тыс. достоверных, верифицированных сообщений от наблюдателей. Проблемных сигналов в этой общей массе – менее 0,1%. Главное, что мы фиксируем – высокий уровень вовлеченности граждан в процесс выборов как важнейшего события общественно-политической жизни, – подчеркнул представитель Ассоциации «НОМ». – Благодарим всю общественность Самарской области, которая в том или ином качестве была вовлечена в процессы наблюдения за ходом выборов. В регионе работа была организована на очень высоком уровне».
Интерес к независимому наблюдению среди жителей города Тольятти растет, констатирует работавшая в дни голосования на территории Автограда член Общественного штаба региона по независимому общественному наблюдению за выборами Президента РФ в 2024 году, член Палаты адвокатов Самарской области Людмила Сенилова: «Общественное наблюдение позволяет взглянуть на избирательный процесс с другого ракурса, стать сопричастным значимому историческому событию. На обучение в январе 2024 года пришло очень много желающих. В дни голосования в Тольятти вышли на избирательные участки порядка 700 независимых наблюдателей. Те, кто приходил проголосовать, тоже интересовались, как можно стать общественным наблюдателем».
«Состоявшиеся выборы – событие, которое имеет значение не только для судьбы нашей страны, но и для судьбы всего мира, – согласен с коллегами член Общественного штаба, председатель Исполнительного комитета Самарского отделения Ассоциации юристов России Алексей Кокин. – Когда история творится на наших глазах, с нашим участием, – это большая честь и одновременно огромная ответственность. Погружение огромного количества граждан в избирательный процесс формирует общественное доверие к нему: наблюдатели – это тоже избиратели, которые формируют свое мнение о выборах и распространяют его. Как никогда в этой избирательной кампании на всем ее протяжении, в том числе и в дни голосования, активное участие принимала молодежь… Именно молодые люди, молодые юристы отвечали за сегмент работы с порталом НОМ; и мы стали первыми в России: за три дня голосования было отработано свыше 28 тыс. сообщений, которые приходили в первую очередь от наблюдателей. Особо стоит отметить, что в этот раз на порядок уменьшилось количество сообщений, которые не имеют отношения к голосованию (порядка 10%) и количество фейков. Это показатель зрелости избирателей».
По итогам наблюдения за президентской кампанией Ассоциация «НОМ» представила проект рекомендаций, содержащих предложения по совершенствованию избирательного законодательства. В том числе, экспертами предложено: расширить круг лиц, имеющих право подачи заявления по месту нахождения; ввести на законодательном уровне правовую ответственность для физических и юридических лиц за публичные призывы к умышленной порче бюллетеней; продолжить практику введения в регламенты избирательных комиссий субъектов Федерации и региональных общественных палат возможности направления представителей палат для участия в заседаниях комиссий; проработать вопрос о возможности присутствия членов общественных штабов, а также рекомендованных общественными палатами электоральных экспертов при проверке документов от кандидатов на этапах выдвижения и регистрации. Эксперты предложили также предусмотреть правовой механизм участия в выборах для избирателей, которые по различным причинам не смогли сделать это через ДЭГ (при этом очевидно, что любое решение должно исключать возможность двойного голосования, обеспечивать принцип тайны волеизъявления). В НОМ считают важным для снижения риска сбоев при оформлении заявок на участие в ДЭГ и «Мобильном избирателе» синхронизацию и совершенствование алгоритмов обновления электронных баз данных МВД России и системы регистрации и учета избирателей. Механизм «Мобильный избиратель», отмечают эксперты, показал особую востребованность, при этом его возможности необходимо расширять.
Ценность вынесенного на широкое общественное обсуждение доклада НОМ заключается как раз в том, что в нем «есть элемент законодательной инициативы», подчеркнул Алексей Кокин. Участники дискуссии отметили, какие из предложений, озвученных в проекте доклада, заслуживают особого внимания и поддержки.
«Один из важнейших итогов состоявшихся выборов заключается в том, что в нашем регионе стало на несколько тысяч больше активных граждан. Надо использовать потенциал этого актива, создать условия для того, чтобы эти люди могли себя проявить», – считает Виктор Сойфер.
«Наше сформированное наблюдательское сообщество на данный момент обладает серьезными компетенциями. Сегодня мы задумались о том, чтобы инициировать и реализовать мероприятия, которые еще больше поднимут статус общественного наблюдения. Будет здорово, если мы сможем применить компетенции общественных наблюдателей в рамках общественного мониторинга за реализацией национальных проектов на территории нашего региона. Это задачи завтрашнего дня», – подчеркнул председатель Общественного штаба Самарской области по независимому общественному наблюдению за выборами Президента РФ в 2024 году, заместитель председателя Общественной палаты Самарской области, член ОП РФ Павел Покровский.