Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Есть ли перспективы решения «мусорных» проблем?
2 июля 2024 г. члены комиссии Общественной палаты Самарской области по экологии, природопользованию и охране окружающей среды и комиссии по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ и дорогам посвятили совместное заседание вопросам обращения с твердыми коммунальными отходами и ликвидации несанкционированных свалок на территории региона.
По итогам 2023 года все показатели и результаты регионального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» были достигнуты в полном объеме, заверила заместитель министра – руководитель департамента по обращению с твердыми коммунальными отходами министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Наталья Ржевская. Доля ТКО, направленных на обработку (сортировку), составила 44,7% при плановом показателе 37%; доля ТКО, направленных на утилизацию, – 3,6% (при плане 3,4%); при этом, соответственно, 96,4% твердых коммунальных отходов были захоронены. На конец 2023 года в рамках проекта было введено в систему обращения с ТКО 5 новых мусоросортировочных комплексов, и в настоящее время на территории региона обработку ТКО осуществляют 8 объектов, захоронение – 10.
По словам Натальи Ржевской, одновременно в Самарской области проделана огромная работа по снижению количества несанкционированных свалок. Анализ, проведенный в 2019 году, выявил 984 таких объекта. При том, что ежегодно какое-то количество свалок вновь образовывалось (выявляются они в том числе, с помощью космических съемок, – на территории региона запущен пилотный проект), на начало 2024 года их оставалось 60; на сегодня, с учетом выявленных за последние месяцы объектов, – 122. В течение 2023 года муниципальные образования за счет средств муниципальных и регионального бюджетов убрали 214 несанкционированных свалок. В этом году из регионального бюджета на данные цели будет выделено 60 млн рублей. «Основная проблема заключается в том, что в основном на территориях остались свалки, которые формировались на протяжении многих десятилетий, то есть они достаточно крупные, и их ликвидация требует значительных средств», – отметила Наталья Ржевская. По 8 крупным свалкам муниципалитеты в настоящее время разрабатывают проектно-сметную документацию для того чтобы войти в новую федеральную программу «Генеральная уборка» (ранее действовала аналогичная программа – «Чистая страна»).
В профильные комиссии палаты и в Региональный центр общественного контроля «ЖКХ-Контроль» поступает немало жалоб граждан, касающихся обращения с ТКО, причем в основном эти вопросы связаны с некачественным вывозом отходов, заметил председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ и дорогам Виктор Часовских. «Сегодня объявлено о том, что все полномочия в сфере обращения с ТКО будут переданы от министерства энергетики и ЖКХ области создаваемому минэкологии. Есть ли у минЖКХ какие-либо конкретные предложения по совершенствованию этой работы?» – поинтересовался Виктор Часовских.
Основные планы касаются новых объектов переработки, отметила Наталья Ржевская: заключены 4 концессионных соглашения, планируется, что строительство начнется в конце этого года, либо в начале следующего. Основная же часть обращений граждан в министерство по вопросам обращения с ТКО (порядка 60%) касалась порядка начисления платы за данную коммунальную услугу: людей не устраивало то, что плата рассчитывалась, исходя из квадратных метров, а не количества проживающих, рассказала Наталья Ржевская. Как известно, на уровне руководства региона заявлено, что соответствующие решения по данному вопросу будут реализованы осенью.
В областном минЖКХ признают и наличие проблем, связанных с вывозом ТКО. Это связано, прежде всего, с недостаточностью инфраструктуры в части объектов накопления отходов, считает замминистра.
Этого же мнения придерживается и директор ООО «ЭкоСтройРесурс» Михаил Захаров, который напомнил, что создание инфраструктуры – оборудование контейнерных площадок – является зоной ответственности муниципалитетов. Между тем, некоторые муниципальные образования за последние пять лет не закупили ни одного нового контейнера. По данным самих муниципалитетов, сегодня необходимо обустроить порядка 6 тыс. контейнерных площадок (с учетом реконструкции, поскольку в некоторых случаях есть фактическая точка сбора отходов, но площадки не оборудованы должным образом). В должной мере не обеспечены контейнерными площадками и новые микрорайоны: экологическая экспертиза при строительстве новых домов просто не учитывает нормативы накопления, необходимое количество контейнеров, – из-за этого образуются навалы мусора. К слову, сам регоператор определяет в качестве несанкционированной свалки накопления отходов более двух кубических метров. Осложняется ситуация также и тем, что около 40% контейнерных площадок в Самаре не имеют балансодержателя, а значит, и спросить за уборку этих площадок, по сути, не с кого.
Еще одна проблема – кадровый голод у перевозчиков. И это при том, что средняя заработная плата водителей мусоровозов, как заверила Наталья Ржевская, составляет порядка 100 тыс. рублей.
В плане некачественного вывоза отходов огромное количество жалоб касается вывоза крупногабаритных отходов (КГО). Регоператор в этом году фиксирует в Самаре рост количества рейсов по крупногабаритным отходам в связи с ростом количества КГО, сообщил Михаил Захаров: чтобы решить ситуацию, формируются дополнительные бригады по вывозу таких отходов.
Эксперты отмечают: многие проблемы, возникшие после старта реформы обращения с ТКО, упираются в законодательные пробелы. Так, строительные отходы (являющиеся частью промышленных отходов) относятся к ведению министерства строительства, поскольку ликвидация строительных отходов учитывается в сметах возведения объектов строительства. При этом строительные отходы, образующиеся у физических лиц, «повисают в воздухе». 99% выявляемых свалок – это проблема промышленных отходов, «зависших между небом и землей», уверяет Михаил Захаров. Пока по другим видам отходов вопрос остается открытым, в отношении непосредственно ТКО за последние годы многое сделано: цепочка выстроена, есть полное понимание того, как движутся эти отходы (это показывает логистическая схема, являющаяся «практической» частью региональной территориальной схемы обращения с отходами), и они практически не попадают на несанкционированные свалки.
Как отметил главный консультант управления государственного экологического надзора министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Денис Шилов, минлесхоз в отношении ТКО в настоящее время имеет полномочия только в части рассмотрения дел об административных правонарушениях, которые возбуждаются муниципалитетами, сотрудниками полиции или прокураторы. В 2023 году большая часть таких дел (157) касалась отсутствия у хозяйствующих субъектов договора с регоператором. К слову, в последнее время увеличены штрафы, которые налагаются на владельцев транспортных средств, сваливающих отходы в неположенных местах; кроме того, органы местного самоуправления начали практиковать выходы в суд через прокуратуру с расчетом нанесенного экологического ущерба: суммы взысканий исчисляются десятками тысяч рублей, и это дает результат. Но речь о промышленных отходах, отходах от землеройных работ, проблем с ТКО в части несанкционированного сброса не фиксируется, подчеркнул Денис Шилов.
Заместитель председателя комитета Самарской Губернской Думы по ЖКХ, топливно-энергетическому комплексу и охране окружающей среды, генеральный директор «ГК ЭкоВоз» Денис Волков обратил внимание членов Общественной палаты и профильных органов власти на неконтролируемый рост свалок строительных отходов из-за недобросовестности подрядчиков, работающих по муниципальным контрактам. «Во время ремонтных работ на муниципальных объектах, при строительстве дорог, образуется много мусора: старый бордюрный камень, аварийные мафы и многое другое. Все это, как правило, оказывается в ближайшем овраге, а сам подрядчик, максимум, отчитывается на бумаге, что утилизировал мусор по всем правилам. В абсолютном большинстве случаев – это не так. И необходимо данную систему менять, вводить более жесткий контроль и систему серьезных санкций», – пояснил Денис Волков, по мнению которого большая проблема заключается в том, что разные министерства отвечают за разные виды отходов, и передача вопросов обращения с ТКО из минЖКХ в минэкологии должно способствовать наведению порядка и выстраиванию системной работы.
По мнению участников заседания, в отношении несанкционированных свалок, кроме того, должна быть более четкой позиция правоохранительных органов.
Наталья Ржевская предложила общественникам поддержать инициативу по выходу с законодательной инициативой: изменения в законодательство должны предусматривать возможность конфискации в пользу государства транспортных средств у недобросовестных перевозчиков и земельных участков у собственников, которые используют землю не по назначению, образуя на своих участках масштабные свалки.
Отдельно участники заседания обменялись мнениями относительно перспектив перехода региона к реальному раздельному сбору отходов. По словам Михаила Захарова, регоператор готов к такой работе, однако, она требует множество подготовительных шагов: необходимо утвердить соответствующие тарифы и периодичность вывоза для раздельно накопленных отходов (внести изменения СанПиН), а главное построить контейнерные площадки для раздельного накопления. Еще одна проблема заключается в том, что бизнес не стремится инвестировать в отрасль переработки отходов. Дело сдвинется только тогда, когда государство обяжет производителей отдельных видов продукции (например, бордюрных блоков, уличной мебели и пр.) включать в производство определенный процент вторичных материалов, считает Михаил Захаров.
Пора переходить к строительству контейнерных площадок закрытого типа, заметила председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по экологии, природопользованию и охране окружающей среды Оксана Ковнир. Основной плюс таких площадок в том, что они позволяют сократить нормативное расстояние до края жилого дома, а значит, их можно размещать даже в очень плотной жилой застройке. Строительство, и эксплуатация таких площадок обходится гораздо дороже, чем обычных (в строительство которых готовы вкладываться далеко не все муниципалитеты), парировал Михаил Захаров.
«Рано или поздно мы все равно должны будем прийти к более цивилизованным системам накопления и обращения с отходами, так же как и к тому, что плата на вывоз ТКО должна начисляться по факту: любой иной системой оплаты всегда те или иные категории граждан будут недовольны, считая их несправедливыми, – уверен Виктор Часовских. – Пока все это кажется очень сложным, но искать решения стоит уже сейчас».
«Все поставленные сегодня вопросы, действительно очень сложны. Со своей стороны, мы открыты для взаимодействия, готовы к сотрудничеству. Как представители общественности мы заинтересованы в улучшении ситуации», – подчеркнула Оксана Ковнир.