Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Эксперты оценили агитационный этап текущей избирательных кампаний в Самарской области
20 августа 2024 г. Общественный штаб Самарской области по независимому общественному наблюдению за выборами в 2024 году провел круглый стол «Агитационный этап избирательных кампаний ЕДГ-2024: активность, креатив, законность».
Помимо членов штаба, членов Общественной палаты Самарской области, в дискуссии приняли участие представители юридического и научного сообщества, политологи, электоральные эксперты, социальные психологи и представители политических партий. Общественная палата региона, в соответствии с решением Совета которой был создан Общественный штаб, заключила соглашение о взаимодействии с реготделениями политических партий (теми, кто откликнулся на приглашение к сотрудничеству), и круглый стол, посвященный анализу агитационного этапа выборной кампании, стал одним из этапов этого взаимодействия и сотрудничества, отметил председатель Общественного штаба, заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Вадим Чумак.
В Единый день голосования 8 сентября 2024 года (а также в дополнительные дни 6 и 7 сентября) в Самарской области состоятся досрочные выборы Губернатора, выборы депутатов Думы городского округа Новокуйбышевск VIII созыва и дополнительные выборы депутатов представительных органов ряда муниципальных образований.
«По мнению экспертов, эти выборы достаточно конкурентные. Всего было подано 277 заявлений, на 52 выборных места претендуют 255 зарегистрированных кандидатов. Так, на 25 мандатов в Думе г.о. Новокуйбышевск претендуют 146 кандидатов, на должность Губернатора Самарской области – 6 человек. В настоящее время кандидаты встречаются с избирателями, доводят до них информацию о своих программах через билборды, СМИ и пр. Агитационный период продлится вплоть до 00.00 часов 6 сентября. Важно, что в ходе текущей кампании пока не зафиксировано сколько-нибудь серьезных нарушений, и мы очень надеемся, что этот позитивный тренд сохранится до конца кампании, и мы сможем подвести ее итоги в такой же спокойной, бесконфликтной обстановке», – прокомментировал Вадим Чумак.
Агитационный период для каждого кандидата начинается с момента предоставления в организующую выборы избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, напомнила член Избирательной комиссии Самарской области с правом решающего голоса Светлана Трошина: но, как правило, активная агитация начинается после прохождения кандидатом этапов выдвижения и регистрации. В рамках предварительной работы Избирательной комиссия Самарской области совместно с главами местных администраций определяются помещения для проведения публичных мероприятий (встреч с избирателями), специальные места для размещения печатных агитационных материалов, изготовленных зарегистрированными кандидатами в установленном порядке. Вся эта информация размещается в открытом доступе на сайте Облизбиркома.
С 10 августа 2024 года начался агитационный период в средствах массовой информации. Были проведены жеребьевки по распределению бесплатных печатных площадей и бесплатного эфирного времени. На губернских телеканалах пройдут дебаты кандидатов в губернаторы. Как сообщила председатель Самарского регионального отделения Союза журналистов России Ирина Цветкова, в регионе на данный момент аккредитованы для работы на выборах 33 СМИ, заявки еще 3 находятся на рассмотрении. «Большинство СМИ работают в тесном контакте с областной Избирательной комиссией, чтобы не допустить возможных нарушений: законодательство постоянно меняется, нюансов много. От СМИ во многом зависит, в том числе, придут ли люди на выборы. Надеюсь, что наши СМИ не подведут», – отметила Ирина Цветкова.
«В настоящее время пять из шести кандидатов на должность губернатора Самарской области ведут свою предвыборную агитацию. Все материалы, которые они изготавливают, заявлены в Избирательную комиссию Самарской области; нарушений не установлено. Жалоб, связанных с предвыборной агитаций кандидатов в губернаторы, на данный момент в Облизбирком не поступало», – подчеркнула Светлана Трошина.
В целом выборная кампания, по мнению экспертов, в этот раз проходит довольно спокойно. При этом ряд кандидатов, претендующих на кресло губернатора, не проявляют серьезной активности: на взгляд экспертов, это объясняется тем, что они ставят перед собой задачу не победить, а получить электоральную известность и сделать задел на будущее.
«В оценках всех этапов избирательной кампании нас, как членов регионального Общественного штаба по независимому общественному наблюдению за выборами, в первую очередь, интересует соблюдение кандидатами избирательного законодательства. При этом, конечно, не меньший публичный интерес представляют содержание и визуализация агитационных материалов кандидатов, поскольку именно так проявляются их личностные черты, происходит конструирование востребованных образов, проходит проверка на искренность или фальшь», – заметил Вадим Чумак.
«Психологические установки избирателей – это то, что заставляет людей прийти на избирательные участки и принять участие в выборах; сознание избирателей – то, что позволяет делать выбор в пользу того или иного кандидата. Психологические установки можно формировать с помощью внешних целенаправленных действий», – обратила внимание директор межрегионального консалтингового центра, социальный психолог Ольга Фокина. Что влияет на активность избирателей? В первую очередь, избирателя интересует, влияет ли он на результат выборов: зачем идти, если все предопределено? Причем в данном случае неважно, предопределена ли победа или проигрыш кандидата, за которого готов был бы проголосовать данный избиратель. Безусловно, на вовлеченность влияет и то, как доносится информация до избирателей. «Имидж кандидата, основанный на конкретном архетипе (архетип должен совместить личность кандидата и ожидания избирателя) и хорошо «выписанный», будет гораздо более понятен избирателю», – подчеркнула Ольга Фокина.
«Эти выборы одни из самых прагматичных из тех, что мы видели в Самарской области, – считает директор Центра корпоративного развития Самарского государственного экономического университета Елена Яшина. – Что касается губернаторской кампании, то фактически мы имеем дело с предвыборной кампанией одного кандидата. У остальных партий она представлена будто по принципу «как можно менее ярко»: как будто они не участвуют в гонке, а речь идет о тихой презентации при отсутствии ярких лозунгов и четких позиций. Креатив здесь минимален, хотя совсем без креатива самарцы обойтись не могут. При этом очевидна большая разница между официальным полем и «кипением» в чатах, блогах. Самарская область – регион сложный, жесткий, четкий; люди здесь очень политизированы, следят за обещаниями, помнят их, конкретно и критично оценивают дела. Большинство партий сегодня заняли прагматичную, ресурсосберегающую позицию. Времена меняются, меняется и отношение к власти: эффект отторжения от власти – это общероссийский и даже общемировой тренд. Большинство кандидатов сейчас – это «свой парень».
На предстоящих выборах эксперты не ждут высокой явки, констатируя: избиратель устал, – ведь это уже третьи крупные выборы за год.
«Цель агитации для кандидатов должна состоять в том, чтобы представить свою позицию и таким образом мотивировать избирателей. Агитация – один из элементов демократии. Участники избирательного процесса должны понимать, что агитационный период, помимо того, что он затрагивает интересы самих кандидатов и политических партий, кроме того, налагает на них высокую ответственность: надо уважать избирателей, и тогда будет меньше жалоб, меньше проблемных ситуаций. Еще одна цель, которая должна преследоваться в агитационный период, – привлечение избирателей на избирательные участки (повышение явки). Избиратели, в свою очередь, должны знать, как влияет повышение (снижение) явки на результаты голосования, – это важно», – считает сопредседатель Общественного штаба Самарской области по независимому общественному наблюдению за выборами в 2024 году, член Совета Общественной палаты Самарской области, профессор Виктор Полянский.
«Единственным объективным критерием оценки процессов, материалов, которые сопровождают предвыборную агитацию, выступает соответствие требованиям законодательства, – уверена заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П.Королева Виктория Болгова. – Основные правила и требования к предвыборной агитации устанавливает Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав. Буквально вчера утратил силу нормативный акт, который устанавливал отдельные правила проведения выборов в органы местного самоуправления, и теперь мы имеем дело с общими правилами формирования публичной власти в России». Вторым объективным критерием оценки агитационных материалов выступают разъясняющие указания, которые дают правоприменительные органы, в частности Верховный Суд Российской Федерации. Эти разъяснения даются по результатам анализа судебных споров, тех конфликтных ситуаций, которые возникают во время предвыборных кампаний различных уровней, и, по мнению Виктории Болговой, свидетельствуют о том, что государственные органы заинтересованы в том, чтобы базовые правила ведения предвыборной кампании, агитации были едиными, универсальными и понятными.
В июне этого года Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что ограничения и требования, которые предъявляются во время агитационной кампании к СМИ, должны быть распространены и на социальные сети, разного рода информационные ресурсы, материалы, распространяемые через интернет. Достаточно серьезная тема («удобная» для использования в конфликтных ситуациях) – вопрос соблюдения авторских прав. Варианты, возможные в толковании правовых норм, неопределенность в позиции судов привели к тому, что визуализированные изображения, по сути, исчезли из агитационных материалов. «Нужно помнить, что любые изображения на агитационных материалах, кроме изображения самого кандидата, запрещены. Кроме того, кандидату нельзя использовать свое собственное изображение в возрасте до 18 лет и изображения своей семьи. В июне этого года Верховный Суд РФ запретил и использование в агитационных материалах технологий дипфейк, – напомнила Виктория Болгова. – Общественные эксперты проводят постоянный мониторинг аудиовизуальных агитационных материалов на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства. При этом не может быть позиции «нравится – не нравится». Единственно возможная позиция в данном случае: законно или незаконно».
«Агитационная кампания в регионе проходит корректно, в соответствии с действующим законодательством. Каких-либо заметных эксцессов не наблюдается, что, на мой взгляд, во многом отражает ту сплоченность, которая возросла в связи с последними событиями специальной военной операции. Региональная избирательная кампания оказывается как бы несколько в тени общенациональных событий, но, тем не менее, она идет своим чередом», – констатирует, со своей стороны, электоральный эксперт Сергей Юрин.
Между тем, Общественный штаб следит за сообщениями, которые появляются в интернет-пространстве. В частности, на так называемой «Карте нарушений» есть несколько сообщений о якобы использовании административного ресурса в агитационных целях. В частности, авторы ряда сообщений обращают внимание на то, что врио губернатора Самарской области ведет предвыборную агитацию, одновременно продолжая исполнять свои основные обязанности. Однако в соответствии с п. 2 ст. 40 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ограничения в данном случае распространяются только на госслужащих; а для лиц, замещающих высшие государственные должности субъектов Федерации, в законе ограничений не предусмотрено.
Еще одна ситуация, на которую обратили внимание члены Общественного штаба, – распространенная в соцсетях информация об оказании давления на кандидата, выдвинувшегося на дополнительных выборах депутатов собрания представителей сельского поселения Волжский Утес Шигонского муниципального района по одномандатному округу № 10. «В настоящее время кандидат зарегистрирован и будет участвовать в выборах. Мы, со своей стороны, будем внимательно следить за этой ситуацией. Общественный штаб считает важным напомнить всем участникам избирательного процесса и представителям органов исполнительной власти и местного самоуправления о недопустимости воспрепятствования реализации избирательных прав граждан РФ», – подчеркнул Вадим Чумак.
В режиме видеоконференцсвязи в заседании круглого стола приняла участие член Совета при Президенте Российской Федерации по правам человека и развитию гражданского общества, Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова, которая рассказала самарским коллегам об опыте создания и работы Центра общественного наблюдения в Екатеринбурге.
«Мы создали Центр общественного наблюдения в качестве площадки, которая снимает противоречия между разными политическими силами. Наша задача – сделать так, чтобы кандидаты от разных партий общались друг с другом и достигали общественного согласия, – отметила Татьяна Мерзлякова. – Внимательно мониторим то, что происходит в СМИ, в интернете; выезжаем на места, чтобы проверить появляющуюся информацию, и видим, что нередко информация и близко не соответствует действительности. По своим каналам оперативно распространяем реальную информацию, чтобы люди понимали, как на самом деле. Если же нарушения подтверждаются, обращаемся в избирательные комиссии. ЦОН – территория защиты от дезинформации, территория повышения доверия к выборному процессу».
В Самарской области Центр общественного наблюдения также активно работал в рамках последних нескольких крупных избирательных кампаний и доказал свою эффективность. В этот раз ЦОН снова планируется организовать на базе Центра «Мой бизнес» в Самаре, сообщил Вадим Чумак и пригласил экспертов и представителей политических партий принять участие в его работе.