Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Гости и будущие граждане России должны соблюдать ее законы и уважать ее устои
23 сентября 2024 г. на площадке ГКУ СО «Дом дружбы народов» состоялось совместное заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по межнациональным и межконфессиональным отношениям и укреплению духовно-нравственных ценностей и комиссии Общественной палаты Самарской области по развитию гражданского общества, культуре, благотворительности и информационной политике. Участники заседания обсудили проблемные вопросы, связанные с созданием условий для социально-культурной адаптации иностранных граждан на территории региона.
«Когда мы говорим об адаптации иностранных граждан, пребывающих на территорию нашей страны, мы, в первую очередь, имеем в виду необходимость соблюдения ими законов Российской Федерации, их вхождение в наше культурное поле и принятие нашего культурного кода с уважительным отношением к нашим традиционным культурно-нравственным ценностям. Мы в свою очередь, должны оберегать, сохранять и отстаивать наши духовные, культурно-нравственные ценности», – подчеркнула председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по межнациональным и межконфессиональным отношениям и укреплению духовно-нравственных ценностей Любовь Колесникова.
Казалось бы, задачи ясны. Между тем, это одна из самых актуальных тем повестки дня гражданского общества. «Демографические процессы крайне инертны. Демография определяет рынок труда: и именно в силу непростой демографической ситуации, сложившейся в России, сегодня ощущается очень существенный дефицит кадров. Миграционные процессы при этом выступают в качестве компенсирующих механизмов. А значит, мы никуда от этого не денемся: то, что происходит, это тренд нашего времени, – констатировал председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по развитию гражданского общества, культуре, благотворительности и информационной политике, член ОП РФ Павел Покровский. – Наш рынок труда нуждается в высококвалифицированных кадрах, но их мы, к сожалению, не видим. Сегодня к нам приезжают в основном трудовые мигранты из тех стран, которые всегда были в сфере влияния Российской Федерации. При этом не стоит продолжать думать, что содержательно это те самые страны, которые мы знали в нашем общем советском прошлом. Статистические данные говорят о том, что половина приехавших к нам иностранных граждан считают, что их религиозные традиции выше светских, выше действующего на территории нашей страны законодательства; из них четверть готовы отстаивать свои религиозные традиции в формате несанкционированных акций. Выстроена ли у нас система работы с этими людьми? – вопрос, который очень волнует нашу общественность».
«Безусловно, это одна из основных тем, которые сегодня находятся в поле особого внимания как государства, так и общества, – согласилась руководитель управления национальной и конфессиональной политики департамента внутренней политики Самарской области Мария Купцова. – Самарская область входит в число лидеров среди регионов ПФО по количеству поставленных на миграционный учет, в том числе первично. Федеральное агентство по делам национальностей в течение последних двух лет проводит исследование протестного потенциала иностранных граждан, и значения дают положительную динамику: в прошлом году число тех, кто ставит свои религиозные убеждения выше российского законодательства, снизилось до 35%. Вместе с тем, мы понимаем, что в абсолютных цифрах это огромное количество людей, которые не хотят соблюдать законы нашей страны».
В настоящее время обсуждается целый пакет законопроектов, регулирующих данную сферу. В январе этого года Правительством РФ утвержден план мероприятий для реализации в 2024-2025 гг. Концепции государственной миграционной политики. Общественно значимый результат определяется как создание условий для конструктивного приспособления иностранных граждан к новым для них условиям жизни и общественным отношениям в российском обществе и снижения риска возникновения конфликтов с принимающим населением и сообществом. Уже ужесточены правила проведения комплексного экзамена, планируется введение дополнительной устной части экзамена по русскому языку для трудовых мигрантов, напомнила Мария Купцова. На федеральном уровне анонсирован проект внедрения так называемого цифрового профиля мигрантов: предполагается, что профили будут объединены в единую систему, которая позволит отслеживать, контролировать пребывание иностранных граждан на территории РФ. На региональном уровне также ведется работа по усилению контроля в данной сфере: так, в июне 2024 года принято решение о расширении запретов на привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности. По итогам 8 месяцев текущего года по данным МВД наблюдается снижение количества преступлений, совершенных иностранными гражданами: видимо, вводимые ограничительные меры дают о себе знать. По поручению главы региона создан координационный штаб по взаимодействию с правоохранительными органами в сфере межнациональных отношений и миграционной политики на территории Самарской области. Органы власти и местного самоуправления в рамках своих полномочий реализуют меры, направленные на обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов. Недавно были внесены изменения в положения ряда региональных органов власти, в том числе областного министерства образования и науки и департамента внутренней политики, которые закрепляют полномочия по реализации мер в данном направлении в той или иной сфере.
«Департаментом в рамках полномочий был разработан адаптационный курс для иностранных граждан, материалы направлены во все органы местного самоуправления», – рассказала Мария Купцова, отметив: работодатели пока не очень охотно идут навстречу, среди НКО тоже не так много помощников. «На следующий год мы привлекли федеральные средства (по линии ФАДН) на реализацию проектов в данной сфере и готовы работать с теми, у кого есть проекты, идеи. Планы работы огромны, и надеемся, что наше взаимодействие с общественными институтами будет в этом направлении более продуктивным», – прокомментировала Мария Купцова, подчеркнув: «ФАДН обращает внимание на то, что при планировании мероприятий по социально-культурной адаптации иностранных граждан следует исключать проведение мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России: этнокультурный фестиваль или праздник – это не мероприятие по социально-культурной адаптации мигрантов. Вся работа в данной сфере должна быть направлена на информирование прибывающих к нам иностранных граждан о нормах, правилах, традиционных ценностях, присущих российскому обществу».
Одно из ключевых звеньев в работе по социально-культурной адаптации мигрантов – органы управления образованием. На региональном уровне был разработан (и утвержден приказом министерства образования и науки Самарской области от 02.09.2021 № 471-од) комплекс мер по социальной и психологической адаптации несовершеннолетних граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного и начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования (на период до 2025 года). В апреле этого года план был актуализирован, дополнен новыми мероприятиями.
В соответствии с комплексом мер разработаны и направлены в образовательные организации методические рекомендации для педагогов по адаптации и интеграции несовершеннолетних иностранных граждан и по работе с родителями: такие рекомендации уже. На основе этих методических рекомендаций разработана программа повышения квалификации педагогов и педагогов-психологов; в прошлом учебном году обучение по программе прошли 105 педагогов-психологов (дети трудовых мигрантов часто имеют особенности развития и нуждаются в помощи педагогов-психологов).
Отдельно в комплексе мер прописан план организационных мероприятий.
«Прежде всего, необходимо «замерить» ситуацию, поэтому проводятся мониторинги по различным направлениям», – отметила руководитель управления общего образования министерства образования Самарской области Татьяна Лапшова.
Одним из ключевых мероприятий, конечно же, должна быть языковая адаптация детей мигрантов. В прошлом учебном году дети-инофоны, для которых русский язык не является родным, обучались в 489 школах Самарской области. Для таких детей в образовательных организациях могут выстраиваться индивидуальные образовательные маршруты, организовываться индивидуальные и групповые занятия, проводиться дополнительные занятия по методике «Русский язык как иностранный» в рамках внеурочной деятельности, либо в рамках занятий объединений дополнительного образования.
С 1 сентября 2023 года в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ при приеме детей иностранных граждан в образовательное учреждение должна проводиться языковая диагностика, чтобы сформировать наиболее оптимальный образовательный маршрут для ребенка. В настоящее время рассматривается проект внесения изменений в федеральный закон об образовании (ст. 67, 68), который подразумевает обязательное прохождение языкового тестирования при приеме в образовательное учреждение.
«В сентябре 2023 года появился документ, инициированный совместно Минпросвещения и МВД России и направленный на выявление несовершеннолетних иностранных граждан, которые не обучаются в образовательных организациях. На территории Самарской области совместно с миграционной службой и с подключением прокуратуры была проведена большая работа, и в результате выявлена серьезная разница – более 2 тыс. человек (на январь 2024 года). Эта работа продолжается», – рассказала Татьяна Лапшова.
В целом по данным министерства образования и науки Самарской области (предварительным) на начало текущего учебного года количество обучающихся детей мигрантов на территории региона составляет 4893 человека. Стоит отметить, что есть рекомендации Минпросвещения России относительно ограничения количества детей-иностранцев в классе: доля тех, для кого русский язык труден в восприятии и понимании, должна составлять не более 10%. В Самарской области в 5 школах, количество детей мигрантов сегодня превышает 20%: одно учреждение находится в Самаре, остальные – в сельской местности. Для таких школ с марта 2024 года утверждена дополнительная ставка социального педагога, заметила Татьяна Лапшова, подчеркнув: «Перед системой образования стоят большие стратегические цели. Дети иностранных граждан вырастут и, скорее всего, будут продолжать жить в нашей стране, поэтому важно, чтобы они уже сейчас восприняли наш культурный код, наши устои, наши порядки. Мы не только обучаем, но и воспитываем этих детей, осуществляем профилактическую работу по предупреждению нарушений. Важно вовлекать их в различные общественные дела, волонтерские акции, – это способствует снижению конфликтов между детьми; воспринимая позитивные моменты, дети мигрантов уже менее склонны к деструктивным акциям».
«Проблема, которую мы сегодня обсуждаем, действительно, очень серьезна. Причем надо работать над адаптацией и тех приезжих, кто уже получил российское гражданство. Многие до сих пор плохо знают русский язык, приводят своих детей в школы, но не заинтересованы в том, чтобы они изучали язык и на равных общались с одноклассниками. Педагогам очень сложно. На наш взгляд, очевидно, что жестко требовать нужно не только от государства, органов власти, системы образования: родители таких детей должны тоже отвечать за их подготовку. Опросы среди учащейся молодежи, которые мы проводили в рамках большого проекта Общественной палаты по организации серии встреч в школах и учреждениях среднего профессионального образования региона, показывают, что коренное население и мигранты имеют серьезные различия в системе ценностей. Все это нужно учитывать, планируя работу по социально-культурной адаптации мигрантов», – обратила внимание Любовь Колесникова.
Участники заседания обсудили различные аспекты вынесенного на повестку дня вопроса. Так, член Совета Общественной палаты Самарской области Оксана Ковнир, отметив, рост числа имеющих иностранное гражданство студентов вузов, в том числе, не владеющих русским языком, поставила вопрос о колоссальной нагрузке на преподавателей, которые в такой ситуации вынуждены работать, по сути, безвозмездно. «В аспирантуру нельзя поступить без знания русского языка. Эту систему, эти правила нужно распространить на всю высшую школу», – уверена Оксана Ковнир. Определенные требования к уровню знания русского языка для поступающих в образовательные организации должны внедряться на всех ступенях образования, считают общественники.
По мнению Марии Купцовой, самая большая проблема прослеживается в сфере среднего профессионального образования: здесь, в отличие от школ и вузов, не выстроена система сопровождения несовершеннолетних из семей мигрантов. «Формирование и повышение уровня общероссийской гражданской идентичности – общая цель госнацполитики. В основе работы должна быть системность: только тогда будет положительный результат», – заявила Мария Купцова. С этим согласились все участники заседания.
Несмотря на то, что основную массу мигрантов сегодня составляют выходцы из стран Средней Азии, не стоит забывать и о тех, кто готов переселяться в Россию из Европы, заметил председатель Совета местной религиозной организации Старообрядческой общины г. Самара Древлеправославной Поморской Церкви Павел Половинкин: это совершенно другая категория людей, большинство из них разделяют христианские ценности, но у них тоже могут возникать проблемы при адаптации, им тоже необходима помощь. С коллегой согласился полномочный представитель Начальствующего епископа по Самарской области и г.о. Самара, представитель Альянса евангельских церквей Самарской области, пастор церкви ХВЕ «Христианская миссия» (г. Самара) Дмитрий Шкурко, выразивший мнение, что этот тренд будет только нарастать, и таким людям на территории региона нужно создавать условия для их комфортной адаптации. Кроме того, по мнению эксперта, стоит задуматься о возрождении распространенного в советское время института подшефности: общественные, религиозные организации могли бы брать шефство над семьями мигрантов и обеспечивать их сопровождение.