Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Общественная «горячая линия» связи с избирателями на территории Самарской области
8(846)337-75-55
8(846)337-76-00
(с 6 августа по 7 сентября 2024 года включительно с 10.00 до 17.00 (с перерывом на обед с 13.00 до 14.00) и 8 сентября 2024 года с 08.00 до 20.00)
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru



В Самаре расскажут о героическом труде работников ЖКХ в период ВОВ
10 апреля 2025 г. комиссия Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и дорогам провела круглый стол «ЖКХ Куйбышевской области в годы ВОВ: «Все для фронта, все для Победы!»
«Обычно в ходе наших круглых столов мы ставим проблемы и пытаемся найти пути их решения. Но сегодня необычное заседание. В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. мы посчитали правильным обратить внимание на тот вклад, который предприятия отрасли ЖКХ (в широком смысле) внесли в общее дело Победы. В Куйбышев (Самару) в годы войны были эвакуированы не только многочисленные промышленные предприятия, которые в кратчайшие сроки запускались и начинали выпускать продукцию, но и посольства зарубежных стран, труппы ведущих театров и пр. Только за июль-ноябрь 1941 года население Куйбышева увеличилось с 390 тыс. до 523 тыс. человек. Все это требовало огромных усилий сферы ЖКХ: без электричества, газа, воды задачи тыла не были бы решены. Это страницы истории, которые нельзя забывать. Наше предложение – подготовить брошюру под рабочим названием «ЖКХ Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», – рассказал председатель комиссии Виктор Часовских.
К участию в заседании круглого стола были приглашены представители крупнейших ресурсоснабжающих организаций региона. Предложение отметить вклад работников сферы ЖКХ и смежных отраслей в решение задач, которые стояли перед страной в годы страшнейшей в истории человечества войны, получило единогласную поддержку.
По мнению самарского краеведа, историка энергетики Владимира Громова, стоит задуматься о реализации даже более масштабного совместного проекта, который имел бы в том числе и видео-, а также, возможно, выставочный формат. Важно слияние, связь прошлого и будущего, некий мост «от истории к будущему», отметил эксперт, подчеркнув, что в появлении такого проекта должны быть заинтересованы все причастные: ресурсоснабжающие и транспортные организации, организации, связанные с коммунальной сферой, обслуживанием домов.
Работа с архивными документами, погружение в историю порой заставляет взглянуть на некоторые вещи под другим углом, уверен Владимир Громов. 15 октября 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял постановление об эвакуации столицы СССР в Куйбышев: таким образом, город официально стал не запасной, как принято говорить, а вполне полноценной столицей государства. Интересный и даже забавный момент: историки обращают внимание на то, что документа, указывающего, что Куйбышев перестал быть столицей СССР, нет.
Интересного исторического материала, кропотливо собранного неравнодушными сотрудниками предприятий, действительно много. Часть этого материала была представлена в ходе заседания круглого стола.
Так, технический директор, главный инженер Самарской ГРЭС Виктор Яшин проиллюстрировал свое выступление интересными фактами из истории Самарской городской районной электрической станции (СГРЭС), которая была введена в эксплуатацию в 1900 году и на сегодняшний день является одним из старейших действующих подобных сооружений в стране. К началу Великой Отечественной войны Самарская (Куйбышевская) ГРЭС была единственным источником тепловой и электрической энергии в городе. К 1941 году она достигла своей максимальной мощности в 61 МВт, при том, что в 1937 году, когда было принято решение о строительстве самарского гидроузла, ее мощность составляла только 24 МВт (ровно столько же, сколько и сегодня). С середины 1930-х годов отечественная промышленность была уже способна выпускать собственные генерирующие агрегаты. В военное время главной задачей энергетиков было обеспечение надежного энергоснабжения города: правительственных учреждений СССР, эвакуированных дипломатических миссий, посольств и оборонных предприятий. Титаническими усилиями работников, инженеров, энергетиков в условиях постоянных сбоев материально-технического обеспечения и вынужденной экономии топлива, станция не допустила ни одного срыва подачи энергии на предприятия и стройки. При этом с энергетиков в годы войны спрос был суровый. Лозунг «Все для фронта! Все для победы!» означал строжайшую дисциплину, персональную ответственность для каждого. Смены длились по 12 часов, после чего нужно было вставать на вахту по разгрузке каменного угля: зимой это был просто адский труд, поскольку уголь приходил замороженным. На электростанции работали и учащиеся ремесленных училищ Куйбышева – 13-летние подростки. Кроме того, механический цех Куйбышевской ГРЭС (централизованные ремонтные мастерские) был экстренно переоборудован под производство корпусов мин, которое продолжалось до 1945 года. В летний период работники ГРЭС помогали сельчанам. Кадров не хватало. На станции работали не только несовершеннолетние, но и эвакуированные в Куйбышев представители других профессий, в том числе творческих. В июле 1941 года Государственный комитет обороны СССР принял решение о том, что энергетики не должны призываться на фронт. Тех, кто хотел уйти добровольцем, в приказном порядке возвращали на рабочее место: к турбине и энергокотлу. Но еще до принятия этого решения часть сотрудников ГРЭС уже отправились на фронт, и более 50 из них погибли, защищая Родину.
«В середине октября 1941 года был включен в работу первый агрегат Безымянской ТЭЦ. Таким образом, в городе появился второй мощный энергетический источник. Стоит отметить, что еще до начала Великой Отечественной войны Куйбышев рассматривался в качестве площадки для возможной эвакуации оборонных заводов. Но мощностей существовавшей Куйбышевской ГРЭС явно не хватало. Безымянская ТЭЦ разместилась на берегу реки Самары в 2,5 километрах от железнодорожной станции Безымянка. В 1940 году строительство БТЭЦ было поручено тресту «Монтажстрой» Управления особого строительства НКВД СССР. Объект строился практически полностью вручную, с привлечением заключенных ГУЛАГа: архивы сохранили информацию о том, что на всю стройку приходилось только два экскаватора. После введения в эксплуатацию первой очереди Безымянской ТЭЦ, ее турбоагрегаты дали ток потребителям: станция обеспечивала энергией 30 оборонных заводов и предприятий – авиационных, химических производств, заводов боеприпасов, промышленного вооружения, машиностроения и многих других. Перед энергетиками стояла неотложная и амбициозная задача – доведение мощности Безымянской ТЭЦ до 75 МВт к концу 1942 года. Стройка шла круглосуточно, и эта цель была достигнута», – рассказал Виктор Яшин. Станции, являясь критически важными объектами инфраструктуры, обеспечивали электроэнергией предприятия не только Куйбышева (Самары), но и малых городов, в том числе Чапаевска. Для защиты от возможных налетов авиации на крышах цехов обеих куйбышевских электростанций были установлены зенитные орудия; при этом трубы ГРЭС были разобраны на половину высоты, для того чтобы затруднить вражеским бомбардировщикам поиск ориентиров для нанесения удара. «За заслуги в деле энергоснабжения и в ознаменование Победы над врагом» в 1945 году более чем 30 куйбышевским энергетикам вручили высокие правительственные награды. Безымянская ТЭЦ получила орден Ленина и знамя Государственного комитета обороны на вечное хранение. Нельзя не отметить личные заслуги первого директора Безымянской ТЭЦ, а с 1944 года – управляющего РЭУ «Куйбышевэнерго» Владимира Смирнова, который затем стал председателем Куйбышевского горисполкома (1951-1959 гг.).
«В напряженные дни 1941 года огромная нагрузка легла на трест «Водоканализация». Ведь новые промышленные предприятия требовали для своих нужд немало воды. И водоканальцы, как и сотрудники других предпряитий, показывали образцы поистине героического труда. Многие квалифицированные специалисты ушли из Водоканала на фронт, и их заменили младшие братья и сестры, дети и жены. Женщины осваивали профессии токаря и слесаря, считавшиеся тогда сугубо мужскими. Еще в начале 1930-х годов коллектив треста взял под свою опеку группу беспризорных мальчиков и девочек, которые тоже «встали в строй», – рассказала председатель Объединенной первичной профсоюзной организации ООО «Самарские коммунальные системы» Ирина Ярош.
В «Информации Куйбышевского горкома ВКП(б) обкому ВКП(б) о предварительных итогах на предприятиях г. Куйбышева» от 10 ноября 1941 года можно было прочесть: «Хороших результатов добился коллектив Городского водопровода. Себестоимость подачи воды городу снижена против плана на 11,5 %, что дает экономии 66 000 руб. Коллектив обязался дать городу дополнительно до конца года 1 млн куб.м воды, что дает сверх плановое накопление в сумме 115 тысяч руб.» Сухие, скупые строки из официальной справки. Но за ними напряженный труд коллектива, в котором работало почти вдвое меньше сотрудников, чем положено по штатному расписанию. Причем люди не только выполняли задание, но и значительно перевыполняли его. Во второй половине 1941 года было принято решение срочно расширить мощности насосно-фильтровальной станции в районе 5-й просеки; и, несмотря на острую нехватку людей и материалов, реконструкция НФС велась довольно быстро. К 1943 году на городской НФС были введены в эксплуатацию насосная станция первого подъема производительностью 130 тыс. кубометров в сутки, третья очередь очистных водопроводных сооружений с реагентным хозяйством производительностью 40 тыс. кубометров воды в сутки. В то же время были построены второй резервуар чистой воды емкостью 2 тыс. кубометров, насосная станция третьего подъема производительностью 35 тыс. кубометров воды в сутки. Тогда же были проложены главный водовод диаметром 900 мм от НФС в город и два водовода диаметром 500 мм от третьего подъема до промышленной окраины Безымянки. В результате подача воды с НФС была доведена до 100 тыс. кубометров воды в сутки. Таким образом, за 4 года войны сотрудники предприятия, среди которых было немало стариков, женщин, подростков, сумели почти в 3 раза увеличить мощность НФС. В этот же период была значительно увеличена мощность городской водопроводной станции (ГВС), были углублены 2 шахты первого подъема, в каждой из которых рабочие прорубили по 3 скважины, заменив все электронасосное оборудование более мощным: если в 1939 году она подавала 9 тыс. кубометров в сутки, то в 1945 году до 32 тыс. кубических метров воды в сутки. Кроме того, в результате проведенных мероприятий объем пропуска сточных вод составил к концу войны до 50 тыс. кубометров в сутки, протяженность коллекторов и канализационных магистралей возросла до 92 км. «Тяжелейшие, напряженнейшие времена отражены в воспоминаниях людей, которые в суровое время каждый день были на трудовом посту, – заметила Ирина Ярош. – Между тем, например, Леонид Федосеев вспоминал, что, несмотря на холод, голод, нечеловеческие условия труда, он – начальник водосети Фрунзенского (ныне Железнодорожного) района (в его подчинении были две бригады, каждая из которых состояла из слесаря, двух женщин и старика-возчика) – ни разу не услышал ни от одного подчиненного, в том числе и от женщин, ни одной жалобы». Люди держались «на характере», на полной мобилизации всех своих сил, на собственном энтузиазме, желая приблизить долгожданную Победу и даже в самых трудных условиях оставаясь людьми, подчеркивал в своих воспоминаниях ветеран.
«Из воспоминаний свидетелей тех событий, из архивных материалов мы узнаем о том, как жили и трудились наши земляки в годы войны. Это был очень тяжелый, но необходимый труд. Например, самарский Квалификационный центр энергетики и ЖКХ в этом году отмечает 95-летие: он (учебно-курсовой комбинат) был создан в 1935 году и в годы Великой Отечественной войны продолжал заниматься подготовкой, переподготовкой кадров, в том числе женщин, подростков, решая проблему острейшей нехватки специалистов. Воспоминаний, цифр, которые позволяют почувствовать атмосферу того времени, собрано на предприятиях достаточно. Сегодня об истории порой забывают, но этого делать нельзя: ведь история учит. В наше время сферу ЖКХ не критикует только ленивый, но на самом деле проводилась и проводится очень большая, порой самоотверженная работа. Об этом надо говорить не только в год 80-летия Победы, тем более, что приходят новые поколения, которые все дальше от живых свидетелей истории. Мы должны сохранить свою историческую память», – подчеркнул Виктор Часовских.