Горячая линия Самарской области для приема обращений граждан
8 (800) 707-61-23
Фонд содействия реформированию ЖКХ
Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)
8 (846) 273-33-73
2733373@mail.ru
Новости
Новости Общественной палаты
Объекты программы «Народный бюджет» на особом контроле
Объекты программы «Народный бюджет» на особом контроле
11 июля 2025 г. состоялось расширенное заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по общественному контролю и общественной экспертизе. В формате видеоконференцсвязи к участию в заседании были приглашены председатели общественных палат (советов), заместители глав муниципальных образований Самарской области.
В ходе заседания представителям муниципалитетов была презентована Методика оценки содержания объектов общественной инфраструктуры, реализованных в рамках государственной программы Самарской области «Народный бюджет Самарской области», разработанная ассоциацией «Совет муниципальных образований Самарской области».
«В преддверии этой встречи мы направили всем председателям общественных палат (советов) муниципальных образований письма, в которых обратили внимание на необходимость организации общественного контроля содержания объектов общественной инфраструктуры, которые строились, ремонтировались, благоустраивались в рамках региональной госпрограммы «Народный бюджет Самарской области». Напоминаем, что до 1 января 2025 года эта программа носила название «Поддержка инициатив населения муниципальных образований в Самарской области», или Губернаторский проект «СОдействие». Сегодняшняя встреча организована для того, чтобы вы могли задать все интересующие вас вопросы, касающиеся организации и проведения такого общественного мониторинга», – обратилась к представителям муниципальных образований председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по общественному контролю и общественной экспертизе Галина Гусарова.
Как пояснил исполнительный директор ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской области» Дмитрий Славецкий, такая позиция, как содержание объекта, предусмотрена критериями отбора проектов для реализации в рамках госпрограммы, которая работает с 2017 года. «Нужно посмотреть, насколько эффективно, рачительно они содержатся: для решения этой задачи и была подготовлена соответствующая методика. Конечно, речь идет об объектах, которые можно осмотреть, оценив их состояние, поэтому ряд объектов, на которых проводились скрытые, земляные работы (например, замененные сети водоснабжения) под данную методику не попадают», – пояснил Дмитрий Славецкий, подчеркнув: «Методика предполагает добровольное содействие органов местного самоуправления в осуществлении общественного мониторинга объектов».
Итоговым документом каждого выездного мероприятия общественного контроля в рамках мониторинга станет акт оценки состояния объекта общественной инфраструктуры представителями общественности с рекомендациями в адрес органов местного самоуправления привести объект в надлежащее состояние: если это требуется. Технология проведения мониторинга достаточно проста. Оценка объектов общественной инфраструктуры предусматривает визуальный осмотр объектов с фотофиксацией их состояния, а также опрос благополучателей (жителей) и (или) учет их обращений – по усмотрению комиссии и (или) на основании поступивших обращений с последующим заполнением акта (по форме, предусмотренной методикой оценки). Объекты общественной инфраструктуры в рамках общественного мониторинга будут оцениваться по классической пятибалльной шкале.
Участвовать в проведении мониторинга могут члены Общественной палаты Самарской области, общественных палат (советов) соответствующих муниципальных образований, а также группы общественного контроля, избранные при формировании конкурсной заявки для реализации соответствующего общественного проекта в рамках государственной программы Самарской области «Народный бюджет Самарской области». Поскольку речь идет об общественном мониторинге, то никаких санкций в денежном выражении методика, конечно, не предусматривает, но предусмотрен механизм взаимодействия Общественной палаты Самарской области (именно она будет аккумулировать информацию по мониторингу всех объектов) с министерством внутренней политики Самарской области в части надлежащей отработки рекомендаций, которые будут отражены в актах оценки, обратил внимание Дмитрий Славецкий.
Как было озвучено в ходе заседания, в настоящее время ставится вопрос о создании сервиса для направления заявок на конкурс в электронном виде. Возможно, госпрограмма «Народный бюджет Самарской области» в будущем обретет и свой сайт. По мнению члена Общественной палаты г.о. Самара Ильяса Шакурова, «есть смысл дополнить функционал сайта, посвященного проекту «Народный бюджет» разделом «Контроль и полезный эффект», чтобы жители могли бы высказываться по проектам. Пока же обратная связь от жителей по любым аспектам и направлениям собирается и анализируется Центром управления регионом Самарской области. На стадии подготовки общественных проектов для изучения мнения жителей проводятся собрания граждан.
О реализации госпрограммы «Народный бюджет Самарской области» и ее перспективах в ходе заседания рассказала главный консультант управления координации социально значимых проектов департамента по координации местного самоуправления и социально значимых проектов министерства внутренней политики Самарской области, секретарь конкурсной комиссии Ева Бодрова, отметившая: в госпрограмме есть два механизма поддержки инициатив граждан. Первый механизм – общественные проекты, общая стоимость которых формируется из 4 источников: областной и местный бюджеты, средства физических и юридических лиц. Второй механизм поддержки – так называемые мероприятия по самообложению граждан: здесь фигурируют, соответственно, средства самообложения граждан и средства областного бюджета.
«Количество заявок, поступающих на конкурсный отбор, с каждым годом увеличивается. За все время реализации программы на рассмотрение комиссии поступило более 3 тыс. инициатив, из которых более 1,5 тыс. было поддержано и реализовано», – сообщила Ева Бодрова.
Программа действует на основе механизмов инициативного бюджетирования: т.е. жители сами определяют, на что должны быть направлены бюджетные деньги. Закон Самарской области от 29.12.2020 № 148-ГД «Об основах инициативного бюджетирования в Самарской области», помимо общественных проектов и мероприятий по самообложению, которые реализуются в рамках госпрограммы «Народный бюджет», предусматривает также инициативные проекты, которые реализуются на территории муниципальных образований и поддерживаются только за счет их бюджетов, и проекты школьного и молодежного инициативного бюджетирования (программы министерства образования Самарской области, г.о. Самара и г.о. Тольятти). Уже подготовлены изменения в региональный закон: будут расширяться формы инициативного бюджетирования, заметила представитель министерства.
По итогам оперативного совещания, состоявшегося 9 июня 2025 года, был дан ряд поручений от губернатора по переработке механизмов госпрограммы «Народный бюджет Самарской области». В частности, была отмечена необходимость снижения финансовой нагрузки на граждан, ее перераспределение в сторону юридических лиц. «Если в настоящее время минимальный размер финансирования со стороны внебюджетных источников составляет 7%, то после принятия разработанных изменений минимальный процент со стороны населения будет составлять 3%, а при участии в софинансировании юрлиц – 6%, – рассказала Ева Бодрова.
В этом году значительно увеличено финансирование программы: в 2024 году из областного бюджета на поддержу инициатив граждан выделялось 350 млн рублей, в текущем году – 700 млн рублей, в каждом последующем году предусмотрено по 800 млн рублей. При этом на 2026 год предусмотрено снижение лимитов для г.о. Самара и г.о. Тольятти и перераспределение средств областного бюджета на проекты поселений сельских муниципальных районов: в прошлом году на проекты поселений лимит составлял 2 млн рублей, после изменений планируется увеличить его до 10 млн рублей.
Большое финансирование – это большая ответственность: за сроки реализации проектов и качество выполнения работ и последующее содержание объектов. Между тем, и сегодня не все муниципалитеты (муниципальные районы) принимают активное участие в программе: это вопрос работы с населением, необходимости проведения разъяснений о возможностях программы. «Ежегодно мы отмечаем большое количество проектов от г.о. Самара и м.р. Ставропольский. В этом году также большую активность проявил м.р. Кинельский, заявивший 24 проекта, но только 1 из них вошел в число победителей, что связано с низким уровнем подготовки конкурсной документации», – заметила Ева Бодрова.
Всего на 2025 год победителями признаны 283 инициативы (на конкурс поступило 409 инициатив), основные работы будут проведены в период с августа по октябрь текущего года. При этом глава региона поручил предусмотреть в механизме реализации программы на 2026 год выполнение проектов преимущественно в весенне-летний период. В этой связи запланированы изменения – сокращение сроков рассмотрения конкурсной документации, проведение одного конкурсного отбора вместо двух в течение года. Следующий прием заявок пройдет с 1 октября по 30 ноября 2025 года, обратила внимание Ева Бодрова, призвав муниципальные образования отнестись с вниманием к общественному мониторингу, к разработанной ассоциацией «Совет муниципальных образований Самарской области» методике: «Надеемся, что мониторинг будет качественным, и нам будет с чем работать».
Надо всесторонне поддерживать творчество, инициативу людей, и не просто снижать процент софинансирования со стороны населения, но и прорабатывать возможности «зачета» трудового участия граждан в реализации проектов инициативного бюджетирования, считает заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Константин Титов. «Если люди не внесли нужную сумму, но вышли на площадку и своими рукам сделали то, что должно было быть сделано на эти деньги: вышли с семьями, с детьми. Это нужно поощрять, привлекая людей к решению насущных проблем по месту жительства, приветствовать их готовность внести свой трудовой вклад: личное участие укрепляет любовь к малой родине, а это и есть патриотическое воспитание. В целом же программа очень серьезная, мы все должны отнестись к ней с большой долей внимания, уважения и ответственности. Нужен жесточайший контроль за ее исполнением, не должно быть срывов сроков», – подчеркнул Константин Титов.
«Принимая участие в софинансировании, жители, по сути, становятся хозяевами объекта, и относятся к нему бережнее и внимательнее. Роль общественного контроля на таких объектах всегда выше, чем на аналогичных, выполненных только за счет бюджетных средств», – выразила уверенность Ева Бодрова.
Представители общественности и органов местного самоуправления, принявшие участие в заседании, согласились с этим утверждением и воспользовались возможностью задать уточняющие вопросы по участию в госпрограмме. Так, представители Тольятти поинтересовались, как будут учитываться (в процентном соотношении) при реализации проектов благоустройства средства жителей, аккумулированные на счетах управляющих организаций. Или, например, люди могут принять решение об участии в программе, УК внесет необходимые средства, а потом в течение нескольких лет будет «раскидывать сумму в платежки»: то есть по факту софинансировать проект будут все-таки жители (а значит, и минимальный процент софинансирования должен быть ниже). Этот вопрос требует дополнительной проработки, признала Ева Бодрова.
«Министерство проводит большую, нужную работу. Знаем, что общественные палаты, общественные советы большинства муниципалитетов регулярно осуществляют мероприятия общественного контроля, посещая объекты благоустройства. Теперь эту работу на местах нужно усилить и систематизировать. В ближайшее время общественникам муниципальных образований будет передан перечень объектов, реализованных на территориях в рамках госпрограммы «Народный бюджет». Мы, со своей стороны, также составим план-график выездных мероприятий», – отметила Галина Гусарова.
«Важный момент, на который стоит обратить внимание при проведении выездных мероприятий, – прямое общение с жителями. Цель мониторинга, в том числе, – вопросы безопасности: из этой логики нам и нужно строить свою работу. Объектов много, спешка ни к чему. В целом же работа муниципалитетов по мониторингу должна вестись на постоянной основе», – считает заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ и дорогам Игорь Косилов.
«Работа предстоит очень большая. И очень важно, чтобы эта совместная деятельность была конструктивной: важно не дестабилизировать работу администраций муниципальных образований, а грамотно, адекватно, с учетом мнения жителей подходить к решению задач общественного контроля», – прокомментировал руководитель рабочей группы Общественной палаты Самарской области по осуществлению общественного контроля за ходом реализации национальных проектов на территории Самарской области Дмитрий Колесников.








